• Новости
  • Акции
  • Расписание
  • Как оплатить
  • Контакты
+7 495 768-55-54 ; +7 495 941-61-41 Заказать звонок
Вход Регистрация
Институт образования человека
  • Меню
  • Наш институт
    Новости Акции Миссия Директор Учёный совет Лаборатории ФПК Проекты Издательство Вакансии Документы Фотогалерея Видео Аудио Рассылка Контакты
  • Научная школа
    Концепция Программа Доктрина Исследования Инновации Труды Форумы, соцсети, отзывы Положение о Научной школе Как стать участником
  • Мероприятия
  • Услуги
    Научные услуги Научно-методические услуги Экспертные услуги Консультации Издательские услуги Рекламные услуги Удостоверения Почтовые услуги Франшиза Как заказать услуги
  • Предложения
    Физлицам Юрлицам Партнерам
  • Магазин
    Акции Новинки Каталог Как оплатить Доставка
  • Журнал
    Новости Выпуски Услуги журнала Авторам
+7 495 768-55-54 ; +7 495 941-61-41 Заказать звонок
0
0
0
Корзина
пуста
К сожалению, ваша корзина пуста.
Исправить это недоразумение очень просто:
выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину».
Общая сумма:
Перейти в корзину
  • Наш институт
    Новости Акции Миссия Директор Учёный совет Лаборатории ФПК Проекты Издательство Вакансии
    Документы Договор-оферта Листовки и презентации Положение о присуждении званий Издательский (авторский) договор Положение о локальном координаторе Договор пожертвования Публичные отчёты
    Фотогалерея Видео Аудио Рассылка Контакты
  • Научная школа
    Концепция Программа Доктрина Исследования Инновации Труды Форумы, соцсети, отзывы Положение о Научной школе Как стать участником
  • Мероприятия
    Курсы Переподготовка Семинары Проекты Конферeнции Учёный совет Олимпиады Конкурсы Расписание
  • Услуги
    Научные услуги Отзывы на авторефераты Оппонирование Научное руководство Обсуждение диссертаций Услуги Учёного совета
    Научно-методические услуги Применение инноваций Руководство педэкспериментом Проведение конференций Проведение семинаров Подготовка к аттестации Дистанционная педпрактика Стажировка
    Экспертные услуги Рецензии Экспертные заключения Гранты, проекты, конкурсы
    Консультации Научные Методические Учеба и выбор профессии Родителям
    Издательские услуги Публикация статей Издание книг
    Рекламные услуги
    Удостоверения Свидетельства Удостоверения Сертификаты Дипломы, грамоты Выписки, справки Ходатайства
    Почтовые услуги
    Франшиза О франшизе Эвристические классы Школа самореализации Очные семинары Дистанционные курсы Дистанционные олимпиады
    Как заказать услуги
  • Предложения
    Физлицам Соискателю Педагогу Администратору Родителю Школьнику Студенту Методисту Учёному Члену Научной школы Автору учебника, курса Волонтёру Меценату
    Юрлицам Школе ВУЗу Департаменту образования Дошкольному учреждению Учреждению дополнительного образования Институту развития образования Администрации региона
    Партнерам Участнику научной школы Локальному координатору Франшиза Лицензионный договор
  • Магазин
    Акции Новинки
    Каталог Свидетельства, удостоверения, сертификаты Книги Рег. взносы. Призы. Благотворительность Электронные издания Атрибутика Мероприятия Таблички и сертификаты к кубкам и медалям Услуги Почтовые услуги Рекламные услуги Предложения
    Как оплатить Доставка
  • Журнал
    Новости Выпуски Услуги журнала Авторам
  • Еще
Главная-Научная школа-Концепция

Концепция Научной школы

  • Концепция
  • Программа
  • Доктрина
  • Исследования
  • Инновации
  • Труды
  • Форумы, соцсети, отзывы
  • Положение о Научной школе
  • Как стать участником

Что такое научная школа?

Научную школу мы понимаем как инструмент развития науки, средство подготовки научных и педагогических кадров, реализующих и развивающих определённую научную концепцию.

Каковы признаки научной школы в области педагогики? Опираясь на проведённые исследования, мы определили их так:

  1. Наличие системы идей либо концепции, направленной на решение актуальной научно-практической задачи. Вокруг этих идей осуществляется деятельность всей научной школы.
  2. Системообразующая деятельность научного лидера: организационное, финансовое, кадровое обеспечение исследований, направленное на развитие и преемственность положений научной школы.
  3. Общность научных интересов представителей научной школы, принятие ими в качестве основы своих исследований проблематики научной школы.
  4. Социальная и научная востребованность продуктов деятельности научной школы.
  5. Наличие экспериментальной базы для педагогических исследований и инноваций.
  6. Наличие системы подготовки научных кадров через их включение в научную деятельность по реализации программы научной школы. Проведение конференций, семинаров научной школы, публикация трудов.
  7. Научная значимость разработок научной школы. Признание научных результатов школы отечественными и зарубежными специалистами.

Наша Научная школа соответствует всем этим признакам.

Миссия Научной школы

Что собой представляет Научная школа человекосообразного образования?

Прежде всего, это научное течение. В его основе – идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Основоположниками данной идеи выступают античные учёные, прежде всего, Сократ, Я.А. Коменский, педагоги-гуманисты Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, философы русского космизма Н.Ф. Фёдоров, Вл.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.А. Бердяев, Д.Л. Андреев, Н.А. Умов и др., современные учёные.

Философия русского космизма – комплексное учение о взаимодействии человека и мира. Создатели этой философии - учёные с мировыми именами, имеющие достижения в самых разных сферах научной, культурной, религиозной и общественной жизни.

Одна из идей, объединяющая учения русских философов-космистов – вселенский масштаб предназначения человека. Микрокосм человека потенциально тождественен и подобен макрокосму. Русский космизм определяет человеку его предназначение: вселиться в свой дом – Вселенную. Это вовсе не означает, что ему необходимо сесть в ракету и полететь в космос. С педагогической точки зрения вселиться своим внутренним миром во внешний можно в собственной деятельности, создавая творения, необходимые окружающему миру и реализующие твой потенциал. Отсюда следует творческий смысл образования, его креативная развивающая сущность.

Главная идея Научной школы – это идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Введённый нами принцип человекосообразности образования устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть и реализовать заложенный в человеке потенциал.

Миссия Научной школы: обосновать возможности и условия самореализации человека в системе его образования;  воплотить принцип человекосообразности образования в науке и практике образования, т.е. привести смыслы, цели, содержание образования в соответствие внутренней предназначенности человека.

Цели Научной школы: проектирование, реализация и исследование человекосообразного типа образования.

Задачи, поставленные Научной школой:

  1. Привести образование в соответствие предназначению человека.
  2. Сделать образование средством самореализации и саморазвития человека.
  3. Помочь реализовать себя учащимся, педагогам, учёным, научить их быть успешными в своей деятельности.

Слоган Научной школы: «Открой в себе лучшее!».

Принцип человекосообразности

Одной из ключевых проблем образования является противоречие между его социальной обусловленностью и человеческой предназначенностью. Для решения данного противоречия в педагогику и методологию образования нами введён принцип человекосообразности образования:

Образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.

Это основной методологический принцип проектирования и реализации образования человека с позиций нашей Научной школы. Его воплощение – предмет деятельности и условие востребованности результатов Научной школы любым человеком и всем человечеством.

Принцип человекосообразности как основы проектирования и организации образования ввёл А.В. Хуторской в 1990 году. 

Принцип самореализации

По отношению к образованию человека ведущим принципом Научной школы выступает принцип самореализации:

Образование человека проектируется и организуется для его самореализации - выявления и развития его способностей, талантов, предназначения.

Принцип самореализации как основы образования ввёл А.В. Хуторской в 1997 году. 

Основные положения Научной школы:

  1. Человек – творец.
  2. Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны.
  3. Человек потенциально равновелик миру, Вселенной.
  4. Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.
  5. Смысл образования человека – реализация его возможностей.

Каждое из этих положений – элемент исходной системы проектирования и реализации образования человека. Указанные положения определяют условия образования человека в соответствии с окружающим миропорядком и его собственной миссией.

Принципы образования человека

  1. Образование – процесс и результат образовЫВания человека.
  2. Цели образования следуют из миссии ученика по отношению к себе и миру.
  3. Образование есть деятельность ученика по созданию образовательных продуктов.
  4. Целеполагание и рефлексия – управляющие элементы образовательного процесса.
  5. Содержание образования – среда для самореализации человека.
  6. Компетентностный подход – договор между социумом и человеком.
  7. Результат образования – внутренние и внешние приращения ученика.

Миссия ученика

Введённое нами понятие «миссия ученика» означает:

  • внутренне заложенное предназначение, смысл  обучения;
  • источник целей обучения;
  • обобщённый образ результата.

Школа, предметы, уроки, вся система образования – это всё средства реализации миссии ученика, соотнесённой с ожиданиями заказчиков образования.

Заказчики образования

Данный термин включён нами в Доктрину образования человека из необходимости обеспечения прав на определение стандартов образования со стороны всех его участников.

Основные группы заказчиков образования:

  • сам человек;
  • его семья, род, народ (этнос);
  • социум, страна, мир;
  • человечество;
  • Вселенная.

Самореализация ученика – это воплощение его миссии в соотношении с предложенным нами комплексным образовательным стандартом (КОС), который составляется на основе позиций и ожиданий всех групп заказчиков образования.

Модель образования человека

На схеме 1 изображена модель образования человека, основанная на учениях русских космистов о миссии человека: вселиться в свой дом – Вселенную.

Схема 1. Модель образования человека

 

 

Человек изучает и познаёт окружающий мир, созидая образовательные продукты. В результате он осваивает внешний мир, вселяется в него. На основе рефлексии (R) происходит фиксация внешних и внутренних новообразований. Человек образуется внутренне; мир пополняется продуктами его деятельности.

Из предложенной модели следует перечень ключевых образовательных деятельностей человека:

  1. Познание (мира и себя).
  2. Созидание (мира и себя).
  3. Взаимодействие (с миром и собой).
  4. Организация (своей деятельности).
  5. Самореализация (миссия).

Каждая ключевая деятельность имеет в своём составе соответствующие универсальные образовательные деятельности и компетенции:

1) когнитивные (познавательные);
2) креативные (творческие);
3) коммуникативные (очные + ИКТ);
4) оргдеятельностные  (методологические);
5) ценностно-смысловые (мировоззренческие).

Данная классификация служит основанием для создания перечней универсальных учебных деятельностей и действий (УУД) и компетенций. В нынешней версии образовательных стандартов (ФГОС) отсутствует группа креативных УУД, а вместо ценностно-смысловых УУД употребляется термин «личностные», хотя, если ученика считать личностью, то все его деятельности являются личностными. Ошибки нынешних стандартов нужно исправить.

Компетенции и компетентности (по А.В. Хуторскому)

Компетенция — отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенцией (личностное качество), включающее его отношение к ней и предмету деятельности; это уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика, включающее его минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Функциональная грамотность (по А.В. Хуторскому)

Функциональная грамотность – это владение на базовом уровне элементарными действиями, необходимыми для осуществления деятельности в определённой сфере.

С педагогической точки зрения функциональная грамотность выражается математической формулой y = f (x), где:
х – способность человека,
y – результат применения этой способности в действии или деятельности человека.
f – функция, позволяющая человеку со способностью «х», получить результат «y».

Задача учителя – научить ученика добиваться результата «y», имея способность «x».

Не рекомендуем использовать "концепцию" функциональных грамотностей австралийской компании Pisa, где намешаны грамотности, компетентности и мышления без каких-либо общих оснований и без научного обоснования. 

Статьи с научно-обоснованными видами функциональной грамотности опубликованы в журнале "Эйдос". 

Труды Научной школы

Концепция Научной школы реализована в теоретическом, методическом, учебном плане и продолжает развиваться. Приведём несколько изданий.

Хуторской А.В. Концепция Научной школы человекосообразного образования : Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. — 24 с. (Серия «Научная школа»).

Концепция Научной школы Хуторского


Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2019. – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

Хуторской А.В. Педагогика  


Хуторской А.В. История педагогики. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — Спб.: Питер, 2022. – 528 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

история-педагогики.jpg



Хуторской, А. В.  Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 406 с. — (Высшее образование).
Хуторской, А. В.  Современная дидактика : учебник для вузов



См. также Труды научной школы (более 1000 статей и книг).





Поделиться
Наш институт
Научная школа
Мероприятия
Услуги
Предложения
Магазин
Журнал
  • Новости
  • Акции
  • Миссия
  • Директор
  • Учёный совет
  • Лаборатории
  • ФПК
  • Проекты
  • Издательство
  • Вакансии
  • Документы
  • Фотогалерея
  • Видео
  • Аудио
  • Рассылка
  • Контакты
  • Концепция
  • Программа
  • Доктрина
  • Исследования
  • Инновации
  • Труды
  • Форумы, соцсети, отзывы
  • Положение о Научной школе
  • Как стать участником
  • Курсы
  • Переподготовка
  • Семинары
  • Проекты
  • Конферeнции
  • Учёный совет
  • Олимпиады
  • Конкурсы
  • Расписание
  • Научные услуги
  • Научно-методические услуги
  • Экспертные услуги
  • Консультации
  • Издательские услуги
  • Рекламные услуги
  • Удостоверения
  • Почтовые услуги
  • Франшиза
  • Как заказать услуги
  • Физлицам
  • Юрлицам
  • Партнерам
  • Акции
  • Новинки
  • Каталог
  • Как оплатить
  • Доставка
  • Новости
  • Выпуски
  • Услуги журнала
  • Авторам

© Институт образования человека, 2011—2023
Москва, ул.Тверская, д.9, стр.7, офис 111
Email: info@eidos-institute.ru
Тел.: +7(495) 768-55-54

Мы в социальных сетях:

ВКонтакте Дзен Twitter Youtube
Оплата через платёжные системы
ya wm qiwi
Оплата по счету Оплата по счету Я зарегистрирован на Портале Поставщиков