Скачать полный текст Доктрины образования человека в РФ (pdf).
О ситуации. В 2014 году Правительство РФ отменило имеющуюся национальную доктрину образования и сегодня официальной доктрины образования в нашей стране нет. В результате возник кризис целеполагания в руководстве образовательной сферой страны. Например, утверждённая постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642 государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" не содержит обоснованных целей.
Наша Научная школа обратилась к Президенту РФ, в Правительство РФ, ГосДуму, Минобрнауки с предложением начать разработку и последующее принятие Доктрины образования человека в РФ, предложило свой проект Доктрины. Полученные ответы пока не привели к необходимым результатам.
Доктрина образования человека в РФ является нормативным воплощением результатов исследований Научной школы А.В. Хуторского, проводимых на основе принципа человекосообразности образования.Доктрина образования человека представляет собой систему основополагающих положений и принципов, определяющих миссию, цели, задачи, содержание, систему организации обучения, воспитания, развития, контроля и оценки результатов образования человека в России.
Предложенный документ имеет целью проектирование системы образования в России на основе гуманистических идеалов, отечественных ценностей и миссии человечества. В основе Доктрины – реализации прав человека на собственное образование. Образование понимается как самореализация человека по отношению к себе и окружающему миру.
Ключевое положение Доктрины – разделение и закрепление прав всех групп заказчиков образования: самого человека, его семьи, рода, народа (этноса), региона (социум, конфессии, работодатели), страны, мира, человечества, Вселенной. Предлагается создание комплексного образовательного стандарта, в построении которого участвуют все группы заказчиков образования.
Материалы о Доктрине образования человека в РФ
Полный текст Доктрины образования человека в РФ (pdf).
Доклад Хуторского А.В. в Российской академии образования (27 января 2015 г.) [Звукозапись].
Ответы А.В.Хуторского на вопросы академиков и чл.-корр. РАО (27 января 2015 г.) [Звукозапись].
Ответ ГосДумы РФ (В.А. Никонов, председатель комитета по образованию).
Ответ Управления Президента РФ.
Ответ Минобрнауки РФ с рецензиями на Доктрину.
К ОБОСНОВАНИЮ ДОКТРИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РФ
А.В. Хуторской
В настоящее время официальной доктрины образования в России нет. Имеющаяся национальная доктрина образования, период действия которой был определён с 2000 по 2025 гг., упразднена Постановлением Правительства РФ вместе с другими 95 документами[1].
Отсутствие документа, определяющего национальную политику в области образования, затрудняет реализацию конституционного права граждан на их образование, снижает обоснованность государственных решений, подвергает рискам безопасность страны. Отсутствие ясных ориентиров в области образования приводит к непониманию стратегии образования среди педагогов, учащихся, их родителей, к некомпетентным действиям политиков, произволу чиновников в управлении образованием. Наиболее остро данная проблема проявилась в двух противоречащих друг другу законодательных нормах: федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и едином государственном экзамене (ЕГЭ); эти документы по-разному определяют ожидаемые результаты обучения, что не позволяет педагогам, школам, управленческим ведомствам организовать эффективный образовательный процесс.
Имеющийся закон «Об образовании в РФ» не может выполнять функции Доктрины образования в силу своей специфики. Существует множество вопросов, которые не решаются и не могут быть решены с помощью данного закона. Да и сам закон должен являться одним из воплощений Доктрины, а не наоборот. Это же относится и к другим документам, стратегиям и программам в области образования и воспитания.
Концептуальной основой решения многих накопившихся в отечественном образовании проблем должна стать соответствующая Доктрина, понимаемая нами как система объединённых общей идеей основополагающих положений и принципов, определяющих миссию, цели, задачи, содержание, систему организации обучения, воспитания, контроля и оценки результатов образования человека в России.
Основная проблема сложившегося в последние годы образования в стране – игнорирование роли самого ученика в его образовании. Нынешняя система госуправления образованием монополизировала требования к образованию, проигнорировав потребности и запросы других субъектов и заказчиков образования – учащихся, их родителей, педагогов, школ, регионов, этносов, производств, религиозных конфессий, общественных объединений и др.
Анализ официальных распоряжений нынешнего Минобрнауки РФ свидетельствует, что часть из них носит характер «санкций» по отношению к народному образованию, устанавливает запреты, ориентирует педагогов, управленцев, проверяющих на пренебрежение человеческим фактором в угоду формальным параметрам и показателям. Возникающие в практике работы школ, вузов проблемные ситуации свидетельствуют, что действия управленцев в области образования зачастую идут вразрез с гуманистическими, общечеловеческими ориентирами образования. Всё это приводит к тому, что Россия занимает невысокие места в таких международных рейтингах, как «Индекс развития человеческого потенциала», «Всемирный индекс счастья» и т.п.
Многие российские чиновники понимают образование не как внутреннее развитие растущего человека, а как то, что требует материальных затрат и финансовых вложений из бюджета. Из-за этого даже увеличенное финансирование образования идёт не на образование людей, а на то, что происходит вокруг него, создаются предпосылки для коррупции и нецелевого расходования средств. По данным из открытых источников до 80% государственных закупок в сфере образования сомнительны или имеют коррупционную составляющую. Поэтому считаю актуальным создать Доктрину образования именно человека, а не Доктрину системы образования. Система должна работать не сама на себя и на обслуживающих её чиновников, а на образование конкретных людей.
Рассмотрим педагогические основания построения Доктрины образования человека. К ним я отношу основополагающие методологические принципы, систему педагогических понятий, перечень субъектов – заказчиков образования человека, технологию их взаимодействия, нормативно-педагогические правила, инновационные особенности и риски реализации Доктрины.
В результате наших исследований (1989-2015 гг.) определён основной методологический принцип проектирования и реализации образования человека – принцип человекосообразности образования: образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.
Под человеком здесь и далее я понимаю человека образовывающегося, ученика, учащегося, обучающегося. Образование буквально – это образовывание растущего человека. Такое понимание продолжает гуманистическую традицию, определяющую человека как «семя неизвестного растения». Эта традиция зиждется на майевтике Сократа, педагогических воззрениях Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого,
П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, философских учениях русских космистов Н.Ф. Фёдорова, Вл. Соловьёва, К.Э. Циолковского, П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, а также других учёных XX-XXI вв.
Реализация принципа человекосообразности предполагает создание системы соответствующих понятий. Роль таких понятий – обозначить смысл и определить методологическую основу проектирования и обеспечения образования человека.
Перечислю педагогические понятия, необходимые для реализации принципа человекосообразности:
- «человекосообразное образование»;
- «образовательный потенциал ученика»;
- «миссия ученика»;
- «предназначенность ученика»;
- «предрасположенность ученика»;
- «предпочтения ученика»;
- «самореализация ученика»;
- «индивидуальная образовательная программа»;
- «индивидуальная образовательная траектория»;
- «персональный образовательный результат ученика»;
- «персональный образовательный продукт ученика» (внутренний, внешний);
- «образовательное целеполагание»;
- «образовательные компетенции»;
- «образовательные компетентности»;
- «образовательная рефлексия»;
- «образовательная самооценка»;
- «заказчики образования»;
- «ученический стандарт образования»;
- «комплексный образовательный стандарт».
Для стадии проектирования базового содержания и технологий образования мы ввели такие понятия:
- «деятельностное содержание образования»;
- «метапредметное содержание образования»;
- «учебный метапредмет»;
- «фундаментальный образовательный объект»;
- «культурно-исторический аналог»;
- «образовательная ситуация»;
- «происходящий метод обучения» и др.
Содержание данных понятий нами определено [2], но развитие целостного понятийного тезауруса ещё предстоит.
Создаваемая Доктрина призвана восстановить доминанту права человека на собственное образование, определить баланс требований со стороны всех участников и заказчиков этого образования. В связи с этой задачей предлагаю включить в Доктрину основные группы заказчиков образования, среди которых – человек, его семья, школа, регион, страна, мир.
Термин «заказчик образования» отсутствует в классической педагогике, но в современных условиях он наиболее ясно характеризует свою роль как выразителя, обеспечивающего ожидания от образования человека. Человек одновременно принадлежит всем указанным группам заказчиков образования. Поэтому с их помощью, в том числе и самостоятельно, он определяет заказ на своё образование.
Табл.1. Распределение заказа на образование человека между разными группами заказчиков в процентном отношении к общему объёму Комплексного образовательного стандарта человека.
Заказчики образования человека | Дошкольное образование | Начальная школа | Средняя школа | Старшая школа | Вуз, Ссуз | Послевузовское образование | Иные формы и виды образования |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Человек | 20 | 30 | 30 | 40 | 20 | 45 | 60 |
Семья | 40 | 30 | 10 | 10 | 5 | 5 | 5 |
Образовательное учреждение | 20 | 20 | 30 | 10 | 30 | 20 | 20 |
Регион, социум | 5 | 5 | 5 | 20 | 20 | 15 | 5 |
Страна | 10 | 10 | 20 | 15 | 20 | 10 | 5 |
Мир | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
В соответствии с демократическими принципами государственного устройства каждая группа заказчиков образования имеет право на определение своей части комплексного образования человека. Объём каждой части заказа зависит от ступени (уровня) образования человека и определяется согласно процедуре, которая должна быть разработана и утверждёна на федеральном уровне.
Заказ каждой группы заказчиков имеет форму соответствующего образовательного стандарта или иную.
В таблице 1 представлен один из вариантов распределения заказа на образование человека в процентном отношении между разными группами заказчиков.
Для интегрированного воплощения заказа разных групп заказчиков нами ведено понятие «Комплексный образовательный стандарт» (КОС).
Заказ каждой группы заказчиков образования включает целевые установки, минимальный объём содержания образования, видов деятельности, ключевых компетенций, способы диагностики и оценки образовательных результатов.
Принципиальное отличие от нынешней системы образования – предлагаемый нами состав основных образовательных областей. Опираясь на реальные, жизненные, социальные и личностные потребности современного человека и специфику окружающего его мира, мы определили основные образовательные области общего образования:
- Основы жизнедеятельности человека.
- Основы человеческой культуры.
- Основы наук, техники, технологий.
- Производство, труд и коммуникации в социуме.
Каждая образовательная область равнозначно представляется в Комплексном образовательном стандарте и имеет как знаниево-предметную, так и деятельностно-компетентностную компоненту.
Для диагностики и оценки образовательных результатов вводится понятие «персональный образовательный результат» – индивидуализированный образовательный результат ученика, который создаётся им в процессе и в итоге выполнения КОС по каждой из образовательных областей.
Персональный образовательный результат имеет форму образовательного продукта ученика, подтверждающего уровень освоения им знаниево-предметной и деятельностно-компетентностной компонент соответствующей образовательной области. Образовательный продукт ученика имеет две составляющих: внешнюю (материализованный продукт), внутреннюю (личностные качества). По внешним продуктам, создаваемым учеником, происходит диагностика его внутренних приращений.
С позиций человекосообразности характеристиками качества образования конкретного ученика выступают следующие показатели: степень выявления его способностей, уровень его образовательных приращений по каждому учебному предмету и метапредмету, развитие образовательных компетентностей, реализация его индивидуальной образовательной программы, соответствие образовательных результатов поставленным целям ученика, состав и содержание портфолио ученика и т.п.
Это совсем другое в сравнении с принятым пониманием качества образования. Качество образования здесь – это содержание внутренних изменений ученика и их внешнее воплощение в конкретных образовательных продуктах. Это сущностный принцип:образование должно быть продуктивным, то есть ученик образовывается тогда, когда создаёт свои продукты – сочинение, схему, модель, свою таблицу умножения и т.п. Каждому внешнему продукту соответствуют внутренние приращения в ученике. Это ключ к диагностике качества и количества образовательных приращений. По «плодам» ученика устанавливаются его личностные образовательные изменения.
Таким образом, основные принципы проектирования Доктрины образования человека таковы:
1) принцип человекосообразности образования (образование – средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру);
2) принцип участия в построении образования всех основных заказчиков и субъектов (сам ученик, его семья, школа, регион, страна, мир);
3) принцип соборности заказа на образование (взамен федеральным стандартам предлагается комплексный образовательный стандарт);
4) принцип метапредметных основ образования (в основе проектируемых учебных предметов лежат фундаментальные метапредметные объекты и соответствующие им метапредметные образовательные деятельности);
5) принцип равнозначности четырёх основных образовательных областей: основы жизнедеятельности человека; основы человеческой культуры; основы наук, техники, технологий; производство, труд и коммуникации в социуме;
6) принцип единства знаниево-предметной и деятельностно-компетентностной составляющих образования (знания и предметы познаются учеником в деятельности и имеют результатом сформированные компетентности);
7) принцип продуктивности образования и оценки его результатов (личностные качества ученика оцениваются по его плодам, а не по тестам).
Это принципы проектирования образования, т.е. методологические принципы. В реализации образования они также присутствуют, но уже с помощью соответствующих форм, методов, технологий обучения. Это уже педагогический и дидактический инструментарий, который нуждается в отдельной разработке и способах применения. Определённый вклад в разработку форм, методов, технологий человекосообразного обучения сделан в наших научных и учебных изданиях [3].
Разработанный нами проект Доктрины образования человека в Российской Федерации прошёл обсуждение в Российской академии образования, а также опубликован в ряде изданий:- Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. Проект // Народное образование. - 2015. - № 3. – С. 35-46.
- Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации (проект) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - №1. - С. 44-49.
- Хуторской А.В. Педагогические основания Доктрины образования человека в Российской Федерации : Доклад к заседанию Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 27 января 2015 года [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 19.01.2015 г. – http://eidos-institute.ru/journal/2015/0119.htm
- Хуторской А.В. Методология педагогики: человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная школа»).
- Хуторской А.В. Доктрина образования человека — начать с региона // Журнал руководителя управления образованием – 2016. - №2. – С. 5-12.
- Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации // Воспитательная работа в школе.— 2015.— №3.— С. 13-23.
Научное и общественное обсуждение нашей инициативы показало, что создание гуманистически ориентированной Доктрины имеет очевидную общегосударственную значимость и безусловный приоритет для развития отечественного образования. В связи с этим считаю целесообразным обсудить проект Доктрины образования человека на уровне Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.
А.В. Хуторской
[1] Постановление Правительства РФ от 29 марта 2014 г. № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
[2] См. Хуторской А.В. Тезаурус человекосообразного образования: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. — 24 с. (Серия «Научная школа»).
[3] Хуторской А.В.: «Развитие одарённости школьников» (2000); «Современная дидактика» (2001, 2007); «Дидактическая эвристика» (2004); «Практикум по дидактике и современным методикам обучения» (2004); «Педагогическая инноватика» (2005-2010); «Методика личностно-ориентированного обучения» (2005); «Смыслы и цели образования» (2007); «Компетенции в образовании» (2007); «Эвристическое обучение» (2011-2012); «Метапредметный подход в обучении» (2012), «Метапредмет «Числа» (1994, 2012); «Методология педагогики» (2014), «Метапредмет «Мироведение» (1993, 2015) и др.