Учёный совет
Дистанционные заседания Учёного совета
Заседания Учёного совета Института образования человека проводятся дистанционно с 2010 года. На заседаниях обсуждаются диссертации соискателей, аспирантов, докторантов, а также актуальные вопросы научных исследований в области наук об образовании.
Принять участие в дистанционном заседании может любой специалист, интересующийся или занимающийся научными исследованиями. Регистрация в каждом заседании происходит по заявке.
Выбирается один из трёх тарифов:
- "Участник" (без предоставления своих материалов),
- "Кандидат" (соискатель предоставляет для обсуждения свою диссертацию или её часть)
- "Доктор" (докторант предоставляет для обсуждения свою диссертацию или её часть)
Приглашаем соискателей, аспирантов, докторантов, научных руководителей, педагогов-исследователей, тех, кто планирует их вести, на дистанционные заседания.
Расписание дистанционных заседаний Учёного совета в 2022-2023 уч. году
2022 год
14-20 февраля 2022. – Тема "Научные исследования в дистанционном образовании".
18-24 апреля 2022. – Тема «Обзор источников. Подготовка 1 главы».
6-12 июня 2022. – Тема «Теоретическая глава исследования».
22-28 августа 2022. – Тема «Автореферат диссертации».
24-30 октября 2022. – Тема «Методологический аппарат диссертации».
12-19 декабря 2022. – Тема «Ценностно-смысловой аспект педагогических исследований».
2023 год
20-26 февраля 2023. Тема "Как сделать и защитить диссертацию"
24-30 апреля 2023. Тема "Обоснование темы диссертации. Выступления соискателей, аспирантов, докторантов"
19-25 июня 2023. Тема "Констатирующий педэксперимент. Выступления соискателей, аспирантов, докторантов"
21-27 августа 2023. Тема "Выступления соискателей, аспирантов, докторантов"
В повестку заседаний входят актуальные проблемы педагогических исследований, а также обсуждение конкретных диссертаций.
Участники заседаний: соискатели учёной степени кандидата и доктора педагогических наук, учителя-исследователи, вузовские педагоги, методисты, научные руководители и консультанты.
Форма проведения: дистанционная, асинхронная (заходим, когда удобно), в текстовом формате (намного полезнее устного).
Цели заседаний: обсуждение методологии исследований, диссертаций соискателей, планов и результатов педагогического эксперимента и др.
Повестка заседаний: Кроме основной темы заседания обсуждаются представленные соискателями исследования (методологический аппарат, автореферат, отдельные главы диссертации. результаты педэксперимента и др.), проводятся предзащиты кандидатских и докторских диссертаций.
Организатор: Учёный совет Института образования человека (Москва).

Что такое дистанционный Учёный совет
Дистанционный Учёный совет – форма работы, позволяющая обсудить в среде учёных-профессионалов свою разработку. Такие заседания Научная школа А.В. Хуторского проводит с 2011 года. До этого на базе Центра дистанционного образования "Эйдос" проводились дистанционные педсоветы. Организатором заседаний Учёного совета выступает Институт образования человека (Москва).
Заседания проводятся под руководством А.В. Хуторского – докт. пед. наук, чл.-корр. РАО, самого цитируемого педагога России по версии РИНЦ.
Как проводятся заседания Учёного совета
Повестка заседания формируется перед его началом. Как правило, есть общая тема для обсуждения и конкретные выступления соискателей. На заседании Учёный совет также рассматривает и утверждает отзывы на авторефераты. монографии, рекомендует статьи к публикации, утверждает ходатайства на гранты, представления к званиям, премиям и др.
Заседание длится неделю в асинхронном режиме в режиме офлайн-форума. Все участники заседания, включая членов Учёного совета работают удалённо. Обсуждение происходит в специально созданной закрытой группе. Соискатели получают доступ в эту группу, размещают в ней свои выступления, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждениях. Необходимо иметь аккаунт в социальной сети ВКонтакте.
По каждой теме повестки в группе заводится отдельная тема. В этой теме размещается стартовое выступление. Например, соискатель выносит на обсуждение элементы своего исследования: обоснование темы диссертации, план педэксперимента или всё исследование (предзащита). Все остальные - члены Учёного совета и зарегистрированные участники - задают вопросы авторам выступлений. Далее - высказывают свои суждения, комментарии, рекомендации, предложения.
Члены Учёного совета – кандидаты, доктора наук задают выступающим вопросы, оставляют комментарии, дают рекомендации. Остальные присутствующие также вправе задавать вопросы и оставлять суждения, участвовать в дискуссиях. Дистанционные заседания более демократичные, чем традиционные очные заседания, где в любой момент выступает кто-то один. На дистанционном заседании одновременно обсуждается несколько вопросов, каждый участник может высказываться по любому вопросу в любое время.
Кроме выступлений соискателей на заседаниях Учёного совета обсуждаются также актуальные вопросы исследований, решаются задачи Научной школы А.В. Хуторского.
Работа на заседании ведётся асинхронно, т.е. участники заходят на форум тогда, когда им удобно.
Зарегистрированные участники заседания Учёного совета знакомятся с размещёнными материалами, вопросами и ответами, задают свои вопросы и высказывают суждения.
Дискуссии во время дистанционных заседаний позволяют почувствовать живой пульс реальных исследований в коммуникациях с коллегами, учёными-профессионалами, представителями Научной школы.
В результате соискатели получают опыт представления и обсуждения своих разработок, знакомятся с материалами коллег, получают рекомендации учёных, продвигаются в своей диссертации.
Решения Учёного совета
В итоге по каждому вопросу повестки заседания составляется решение с конкретными предложениями и рекомендациями, которые прозвучали в обсуждении. При необходимости происходит открытое или тайное голосование членов Учёного совета.
Решения, как правило, составляются подробные. Решений типа "принять к сведению" никогда не бывает. Всё только по существу, грамотно и обосновано. Объём текста с решениями и рекомендациями достигает 10 и более страниц. Решение Учёного совета для его адресата - соискателя становится основой его дальнейшей работы.

Примеры вопросов на дистанционном заседании Учёного совета по формулировке темы одной из обсуждаемых диссертаций.
Формулировка: "Разработка структуры и содержания общеобразовательной практики в учреждении с включенным инклюзивным компонентом в условиях моногорода (на примере города N)".
В вашей формулировке темы диссертации несколько предметов исследования:
1) "Разработка структуры и содержания общеобразовательной практики" - у вас разве предметом является чья-то "разработка"? Вы будете исследовать, как кто-то будет разрабатывать? Если нет, и разрабатывать собираетесь вы сами, то это неверный предмет исследования. "Структура и содержание" в принципе могут быть предметом. Но не обязательно именно они.
2) "общеобразовательной практики в учреждении" - второй ваш предмет исследования. В принципе, практику можно, конечно, исследовать. Но непонятно зачем? В чём здесь проблема? Актуальность какая? Именно проблема и актуальность предмета должны явно отражаться в формулировке темы. Каковы они?
3) "с включенным инклюзивным компонентом" - здесь да, чувствуется актуальный предмет исследования. Правда, не совсем понятна проблема. Например, если бы было написано "противоречие между инклюзивным и общеобразовательным компонентами" проблема была бы видна явно. Какая у вас проблема для исследования?
4) четвёртый и пятый ваши предметы: "в условиях моногорода (на примере города N)". Уж слишком вы хотите ограничить своё исследование! Получается, что ни для кого больше ваше исследование не актуально, кроме вашего конкретного учреждения? Так актуальность не гарантируется. Вы занимаетесь наукой, поэтому ваши результаты должны быть актуальны для любого её представителя. А не только для вашего моногорода-школы-кабинета-стула. Вопрос - какой же должен быть ваш предмет, чтобы у вас была обеспечена теоретическая и практическая значимость вашего исследования для всех специалистов вашей области?
Ответьте на перечисленные вопросы 1-4 детально.