Институт образования человека
Публичный отчет за 2018 год
Институт образования человека работает в направлении концепции Научной школы А.В. Хуторского.
Главная цель деятельности Института: проектирование и реализация образования, сообразного человеку, направленного на самореализацию учащихся, заботу их родителей по реализации заказа рода, профессиональное совершенство учителей, а также на выстраивание необходимой и полезной для людей системы образования – от детсадов и школ, до колледжей, вузов и системы подготовки научных кадров.
В 2018 году вся работа происходила для достижения этой главной цели.
Основные направления деятельности в 2018 году:
I. Научно-педагогические исследования в области человекосообразного образования.
II. Проектирование и реализация эвристического образования детей.
III. Повышение квалификации педагогов – освоение инновационных методик.
IV. Награды, достижения.
V. Опубликованные за 2018 год труды.
===
I. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научные области исследовательской деятельности: педагогика, дидактика, педагогическая инноватика, методология образования, проектирование образования, управление образованием, образовательные стандарты, дистанционное образование, дополнительное образование, повышение квалификации педагогов.
Важнейшие теоретические результаты исследований
Разработана новая система общекультурных и профессиональных компетенций курса педагогики для учреждений высшего профессионального образования, соответствующая стандартам третьего поколения. Система компетенций базируется на авторской модели компетентностного образования А.В.Хуторского.
Обоснованы и определенны функции основных групп заказчиков образования человека: самого человека, его семьи, рода, народа (этноса), страны, мира, человечества, Вселенной. Работа выполнена впервые. Практическую значимость имеет разработанный подход к проектированию образовательных стандартов, которые включают заказ всех групп заказчиков.
Продолжено развитие методологического и понятийного аппарата для реализации принципа человекосообразности образования.
Обоснованы пять законов педагогики, определяющих научные основы человекосообразного образования.
Определены структура и содержание метапредметных профессиональных компетентностей учителя.
Значимый успех Института образования человека за 2018 год – 1 место по цитированию в РИНЦ среди 53 000 авторов - педагогов России занимает руководитель Научной школы А.В. Хуторской (Хирш = 54, Индекс цитирования = 27 095).
А.В. Хуторской и Институт образования человека занимают лидирующие – первые места по педагогике, психологии, философии. В общем рейтинге всех учёных России А.В.Хуторской – на 38 месте среди более 900 тыс. человек, зарегистрированных в РИНЦ.
Лидерство в РИНЦ - не только успех Института образования человека, но и показатель (!) государственной системы образования и педагогической науки! Негосударственный Институт опередил ВСЕ (!) государственные учреждения по лидерству в цитировании.
Результаты прикладных экспериментальных исследований
Экспериментальная исследовательская работа в 2018 году проводилась в рамках инновационных проектов для школ:
В организации проектов участвуют соискатели Научной школы и педагоги школ – экспериментальных площадок. Разработаны и внедрены новые формы сопровождения ученической деятельности: Дневник достижений, Диагностическая карта.
Проанализированы проблемы, связанные с участием в эксперименте учащихся их родителей. В ряде школ найдены решения данных проблем. Одна из основных причин проблем - отличия в традиционном информационно-догматическом и эвристическом подходах к обучению. Проблемы связаны также с ошибками ФГОС которые задают необоснованные ориентиры и их приходится учитывать.
Школы - участники проектов "Эвристический класс", "Метапредметный подход", "Современный урок" получили Сертификаты экспериментальных площадок.
Практическую значимость имеет экспериментально проверенная усовершенствованная технология проведения научно-практических конференций для школьников. Во время 8-й Всероссийской научно-практической конференции «Эйдос» апробированы новые функции участников: оппонент, пропонент, эксперт. См. отзывы участников.
Разработан и проводится дистанционный курс для соискателей кандидатской и докторской степеней по педагогическим дисциплинам. Проведено 4 дистанционных заседания Учёного совета, где рассмотрены части исследований соискателей проведены предзащиты диссертаций.
Общественная педагогическая деятельность
В 2018 году продолжена деятельность общественного педагогического сетевого объединения «Научная школа человекосообразного образования». Объединение проводило сетевые обсуждения актуальных вопросов проектирования отечественного образования.
Деятельность проводилась в научно-педагогических группах социальной сети Фейсбук:
- Современный урок
- Методика обучения
- Управление образованием
- Диссертация по педагогике
- Метапредметный подход в образовании
- Компетентностный подход в образовании
- Эвристическое обучение
- Эвристические олимпиады
- Дистанционное обучение
- Ученические конференции
- Предметные недели On-line
- Проекты и конкурсы для учителей
- Семья III тысячелетия
- Перспективы образования в России
Научные периодические издания
За 2018 год подготовлено 2 выпуска Вестника Института образования человека и 4 выпуска журнала «Эйдос», оба входят в РИНЦ.
Разработаны научно-методические электронные издания проведённых конференций Научной школы.
II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Проблема, которая решалась, связана с возрастающим противоречием между заданностью официальной системы управления образованием и творческой направленностью гуманистического образования. Решать данную проблему удавалось с помощью эвристических олимпиад, конкурсов, предметных и метапредметных недель, научно-практических конференций для школьников.
Основным достижением в данном направлении стали организованные для учеников очные и дистантные мероприятия. Проведены 2 очные научно-практические конференции для школьников – фото и отклики участников:
Конференция в Санкт-Петербурге (29-31 марта 2018): фото и отклики.
Конференция в Москве (1-3 ноября 2018): фото и отклики.
На юбилейной конференции в Москве реализована новая методика проведения защит: для учеников в секциях введены статусы оппонента и пропонента, каждая роль предполагает свой ракурс задавания вопросов, комментариев к выступлениям.
Эйдос-конференции для школьников не похожи ни на какие другие! Они – настоящие! Творческая активность на всём протяжении. Работают и дети, и приехавшие родители, и учителя. На Эйдос-конференциях «всё жужжит»! Здесь нет молчаливого участия, отсиживания, отсутствует зачитывание рефератов, вообще не допускаются работы с любой чужой информацией, только свои результаты! Работа каждого ученика оценивается по ряду критериев, в том числе по самобытности, монетизации и пользе для заказчиков. Перед конференцией для участников проводится мастер-класс, на котором моделируются выступления, задавание вопросов и ответы. Родители пишут, так разогрелись, что после конференции даже в поход с ребёнком сходили.
Проведены также 2 дистанционных конференции для школьников. Они совсем другие, дети дискутируют в онлайн-режиме. Такие конференции хороши по-своему, хотя общие принципы сохраняются. Большинство отзывов участников положительны. Выявлена проблема. Ученики, которые привыкли (которых приучили) собирать чужую информацию и выступать с нею, очень огорчаются, поскольку на таких конференциях они получают низкие баллы, а ведь у себя на городских и прочих конференциях они занимали призовые места и даже побеждали с этими работами!
Самые креативно успешные уже на протяжении 20 лет – дистанционные эвристические олимпиады. Из-за конкуренции и запретительной политики министерства, количество участников эвристических олимпиад стало меньше, но их содержательность и творческость не уменьшилась. К дистанционным эвристическим олимпиадам добавились очные, которые проводятся в Москве и Санкт-Петербурге по расписанию, а также на заказ для школьных групп. Организацией образовательных поездок школьных групп занимается Эйдос Тур – туроператор по внутреннему туризму.
Ещё одна, пожалуй, самая эффективная и сравнительно новая форма – инновационные проекты для школ. В 2018 году школы участвуют в трёх проектах:
Эвристический класс: https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_Heuristic_Classes.pdf
Метапредметный подход:
Современный урок:
Каждый из проектов интересен по-своему. Самый креативный – Эвристический класс. В этом году в нём учатся все: ученики, их родители, учителя, и даже организаторы проекта, которые эвристическим обучением занимаются лет по 10, а то и все 20. Потому что Эвристический класс ДЕЙСТВИТЕЛЬНО направлен на самореализацию детей, а не на показуху, или непонятные или не нужные никому ориентиры. А если учителя, да и ученики не привыкли не только цели свои ставить, или осознавать результаты, но и отличать факты от информации от них, «открыл» от «узнал», достижения от текучки. А без таких навыков как самореализацию обеспечить? Вот и приходится организаторам проектов, кураторам, искать оптимальные формы реализации программы проекта. Лучше всего удаётся через мероприятия - олимпиады, конференции для учеников, курсы для учителей, группу онлайн-поддержки для родителей, введённую систему диагностики результатов учеников. Созданы и применяются Дневник достижений учеников, Диагностическая карта – инновации Научной школы Хуторского.
Кроме рабочего проекта «Эвристический класс» в декабре 2018 года предложен проект «Эвристическая школа». Это – приглашение к сотрудничеству руководителей школ, учителей, управления образованием, инвесторов, издательства. Поставлена задача расширить практику применения эвристической системы обучения, которая, как выяснено, не хуже, а во многом, наоборот, эффективнее и современней других систем обучения, например, того же РО - развивающего обучения. Это подтвердила дискуссия на Фейсбуке на тему «Чем дидактика А.В. Хуторского отличается от дидактики В.В. Давыдова», в которой за несколько дней появилось 83 лайка, 140 комментариев и 141 перепост.
III. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ – ОСВОЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК
Курсы, семинары, которые проводит Институт для педагогов, методистов, администраторов образования, являются по своей сути разработческими, исследовательскими. Участники не только изучают инновации, но дорабатывают их применительно в своим условиям, защищают и публикуют свои разработки.
В 2018 году Институт провёл более 20 научно-педагогических курсов, семинаров и конференций в Москве, Санкт-Петербурге, Геленджике.
Отклики учителей, методистов, вузовских педагогов свидетельствуют о том, что им нужны и полезны изучаемые методики. По их мнению, Эйдос-курсы значительно отличаются от большинства других проводимых курсов. Потому, что здесь нет пересказывания чужого, и вообще не пересказывание происходит на курсах, а обучение собственному деланию – выполненные курсантами разработки детально анализируются по критериям Научной школы. Курсанты так и говорят, что даже если купить все наши книги, так не научишься, как это происходит во время разборок на курсах Научной школы Хуторского.
Курсы проводятся с проблематизацией. «Очень хорошо, что вы «придираетесь» к нашим курсовым работам по каждому моменту изучаемой методики», - слова одного из участников курсов для педагогов, директора школы. В результате происходит развитие курсантов и самих методик.
Проведённые конференции
XLII Всероссийская научно–педагогическая конференция «Воспитание в обучении: развитие и диагностика ценностно-смысловых УУД», Москва, 24–26 января 2018 г.
XLIII Всероссийская научно–педагогическая конференция «Метод проектов в обучении: человекосообразный подход», Москва, 20-22 июня 2018 г.
XLIV Всероссийская научно–педагогическая конференция «Цифровые технологии самореализации ученика в обучении», Москва, 22 – 24 августа 2018 г.
Всероссийский августовский дистанционный педсовет «Эйдос», 25 августа – 15 сентября 2018 г.
XLV Всероссийская научно-педагогическая конференция «Миссия ученика в образовании: инновационные проекты для школ», Москва, 1-3 ноября 2018 г.
Семинар «Методика проектирования и достижения образовательных результатов на современном уроке», Геленджик, 2–6 июля 2018.
===
IV. НАГРАДЫ, ДОСТИЖЕНИЯ
2018 год прошёл под знаком 20-летия «Эйдоса»! В честь данного события в Москве в ноябре проведены две конференции – для педагогов и для школьников.
Сотрудникам Института образования человека кандидатам педагогических наук Г.А.Андриановой и Ю.В. Скрипкиной присвоены звания доцентов; доктору педагогических наук А.В. Хуторскому – звание профессора.
А.В. Хуторскому вручена Благодарность от Великой Княгини Марии Владимировны Главы Российского Императорского Дома: «За примерное служение Отечеству, высокополезные труды на поприще развития и укрепления образования, науки, творчества и культуры».
А.В. Хуторской – победитель конкурса "Золотые Имена Высшей Школы" в номинации "За внедрение инновационных методик преподавания". Грант Президента Российской Федерации.
А.В. Хуторской включен в Книгу почёта преподавателей вузов Российской Федерации.
V. ОПУБЛИКОВАННЫЕ В 2018 ГОДУ ТРУДЫ
- Андрианова Г.А. Формирование компетентностей учащихся на интернет–уроках [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2018. – №1. – С.6. http://eidos-institute.ru/journal/2018/100/.
- Андрианова Г.А. Целеполагание как основа формирования нравственных позиций учащихся // Эйдос. – 2018. – №2. - С. 5. – http://eidos.ru/journal/2018/200/. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru
- Барышева Л.В. Академия математических чудес // Эйдос. – 2018. – №2. – С. 11. – http://eidos.ru/journal/2018/200/. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru
- Вдовина И.А. Информационная деятельность и универсальные учебные действия [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 2018 г. № 1. – https://eidos-institute.ru/journal/2018/100/
- Вдовина И.А. Медиаинформация и медиакультура в информационной культуре учителя // Интернет-журнал «Эйдос», 2018. № 2.
- Воровщиков С.Г Обоснование компетентностного подхода – один из самых существенных вкладов Научной школы А.В. Хуторского в общее образование // Эйдос. – 2018. – №3. – С. 6. – http://eidos.ru/journal/2018/300/. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru
- Воровщиков С.Г. К обоснованию типологии общеучебных образовательных результатов [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2018. – №1. – С.4. http://eidos-institute.ru/journal/2018/100/.
- Кинцель А.Е. Системно-деятельностный подход в дистанционных эвристических олимпиадах // Эйдос. – 2018. – №2. – С. 10. – http://eidos.ru/journal/2018/200/. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru
- Кончакова Т.Ю. Состав ценностно-смысловых метапредметных компетентностей учителя // Эйдос. – 2018. – №1. С. 9. – http://eidos.ru/journal/2018/100/. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru
- Король А.Д. Межпредметная и метапредметная функции диалога в образовании [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2018. – №1. – С.8. http://eidos-institute.ru/journal/2018/100/. – В надзаг: Института образования человека, email: vestnik@eidos-institute.ru
- Озеркова И.А. Проектирование системы уроков компетентностного типа // Эйдос. – 2018. – №1. С. 2. – http://eidos.ru/journal/2018/100/. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru
- Прокопенко М.Л. Целеполагание и рефлексия учащихся начальных классов на основе дистанционных эвристических олимпиад // Эйдос. – 2018. – №2. С. 2. – http://eidos.ru/journal/2018/200/. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru
- Свитова Т.В. Эвристические задания как способ диагностики компетентностей в педагогическом эксперименте // Эйдос. – 2018. – №1. С. 7. – http://eidos.ru/journal/2018/100/. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru
- Скрипкина Ю.В. К обоснованию критериев оценки предметных компетентностей участников дистанционных эвристических олимпиад // Эйдос. – 2018. – №1. С. 10. – http://eidos.ru/journal/2018/100/. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru
- Скрипкина Ю.В. Методы оценки образовательных приращений участников дистанционных эвристических олимпиад // Эйдос. – 2018. – №2. – С. 9. – http://eidos.ru/journal/2018/200/. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru
- Скрипкина Ю.В., Хуторская А.А., Хуторской А.В. «Узнал или открыл?». Анализ результатов выполнения задания «Эссе» участниками проекта «Эвристический класс» // Эйдос. – 2018. – №3. – С. 2. – http://eidos.ru/journal/2018/300/. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru
- Трусова Н.П., Ильина В.В., Протасова Г.Г. Реализация творческих возможностей детей через участие во Всероссийской конференции для школьников «Эйдос» // Эйдос. – 2018. – №3. – С. 3. – http://eidos.ru/journal/2018/300/. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru
- Хуторская А.А. Рефлексия как средство обучения на курсах и семинарах повышения квалификации педагогов [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2018. – №1. – С.12. http://eidos-institute.ru/journal/2018/100/. – В надзаг: Института образования человека, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
- Хуторской А.В. Метапредметное содержание учебных предметов // Эйдос. – 2018. – №2. – С. 7. – http://eidos.ru/journal/2018/200/. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru
- Хуторской А.В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. - 2017. - 12. - С. 9-16. – 0,6 п.л.
- Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85–91. – 0,5 п.л.
- Хуторской А.В. Пять уровней метапредметности // Народное образование. - 2017. - №8. – С.69-80. – 0,4 п.л.
- Хуторской А.В. Как диагностировать и оценивать результаты воспитания? // Воспитание школьников. - 2018. - № 4. - С. 3-12. – 0,4 п.л.
- Хуторской А.В. Педагогический потенциал истории. От Руси к России // Народное образование. - 2018. - № 1-2. - С. 144-170. – 0,7 п.л.
- Хуторской А.В. Миссия ученика как основание его стремлений и компетентностей // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2018. - Т.4. - №1. - С. 51-64. – 0,5 п.л.
- Хуторской А.В. 150 знаменитых русских педагогов: от Древней Руси до современной России // Эйдос. – 2018. – №1. С. 15. – http://eidos.ru/journal/2018/100/. – 0,6 п.л.
- Хуторской А.В. К 20-летию Эйдоса: основные инновации Научной школы // Эйдос. – 2018. – №3. – С. 1. – http://eidos.ru/journal/2018/300/. – 0,3 п.л.
- Хуторской А.В. Как в диссертации построить теоретическую модель для защиты. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2018. – №1. – С.1. http://eidos-institute.ru/journal/2018/100/. – 0,2 п.л.
- Хуторской А.В. Когда и где будет создана Школа русского космизма. По мотивам выступления на Чтениях К.Э.Циолковского // Эйдос. – 2018. – №3. – С. 15. – http://eidos.ru/journal/2018/300/. – 0,1 п.л.
- Хуторской А.В. Метапредметное содержание учебных предметов // Эйдос. – 2018. – №2. – С. 7. – http://eidos.ru/journal/2018/200/ . – 0,3 п.л.
- Хуторской А.В. О моделировании компетентностного образования // Эйдос. – 2018. – №1. С. 1. – http://eidos.ru/journal/2018/100/ . – 0,3 п.л.
- Хуторской А.В. Об измерении воспитания // Эйдос. – 2018. – №2. – С. 1. –http://eidos.ru/journal/2018/200/ . – 0,5 п.л.
- Хуторской А.В. Онлайн-чемпионат «Научные дебаты» [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2018. – №1. – С.7. http://eidos-institute.ru/journal/2018/100/. – 0,2 п.л.
- Хуторской А.В. Принципы обучения в системе А.С. Макаренко [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2018. – №1. – С.13. http://eidos-institute.ru/journal/2018/100/. – 0,3 п.л.
- Хуторской А.В. Пять главных законов педагогики [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2018. – №1. – С.3. http://eidos-institute.ru/journal/2018/100/. – 0,1 п.л.
- Хуторской А.В. Талантливым просьба не беспокоиться // Эйдос. – 2018. – №2. – С. 16. – http://eidos.ru/journal/2018/200/. – 0,2 п.л.
- Хуторской А.В. Школа индивидуального развития «Мыслитель» [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2018. – №1. – С.14. http://eidos-institute.ru/journal/2018/100/. – 0,4 п.л.
- Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Проект мобильного приложения «Эвристические олимпиады» // Эйдос. – 2018. – №3. – С. 8. – http://eidos.ru/journal/2018/300/. – 0,2 п.л.
- Хуторской А.В. Нужно ли быть скромным? // Директор школы. - 2018. - №4 (227). - С. 68-70. – 0,2 п.л.
- Хуторской А.В. Управление образованием в контексте ключевых стремлений человека // Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем Сборник статей X Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственные редакторы С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. 2018. С. 8-11. – 0,3 п.л.
- Хуторской А.В. Педагогические основания школы русского космизма // Идеи К.Э.Циолковского в контексте современного развития науки и техники. Материалы 53-х Научных Чтений памяти К.Э.Циолковского. - Изд-во АКФ "Политоп", Калуга. - 2018. - С. 406-410. – 0,1 п.л.
- Хуторской А.В. Как оценить результаты воспитания в человекосообразном образовании // Воспитание в обучении: развитие и диагностика ценностно-смысловых УУД : материалы XLIV Всерос. науч.-педаг. конф. (Москва, 24-26 января 2018 г.) [Электронный ресурс] / Ин-т образования человека (г. Москва) ; под ред. А.В. Хуторского. – М. : Ин-т образования человека, 2018. - Режим доступа: https://eidos-institute.ru. – 0,3 п.л.
- Хуторской А.В. О создании мобильного приложения для проведения инновационных проектов в школах // Цифровые технологии самореализации ученика в обучении : материалы XLIV Всерос. науч.-педаг. конф. (Москва, 22-24 августа 2018 г.) [Электронный ресурс] / Ин-т образования человека (г. Москва) ; под ред. А.В. Хуторского. – М. : Ин-т образования человека, 2018. - Режим доступа: https://eidos-institute.ru. – 0,3 п.л.
- Хуторской А.В. Реализация миссии ученика: инновации научной школы : материалы XLV Всерос. науч.-педаг. конф. (Москва, 1-3 ноября 2018 г.) [Электронный ресурс] / Ин-т образования человека (г. Москва) ; под ред. А.В. Хуторского. – М. : Ин-т образования человека, 2018. - Режим доступа: https://eidos-institute.ru. – 0,3 п.л.