25 августа 2022
Проведены вебинары по функциональной грамотности
По запросу можно приобрести материалы вебинаров: тезисы выступлений, презентации, видеозаписи:
Вебинар «Что такое функциональная грамотность» (А.В. Хуторской, д.п.н.)
Вебинар «Информационная грамотность учащихся» (Ю.В. Скрипина, к.п.н.).
Приведём ответы А.В. Хуторского на некоторые вопросы участников вебинара:
Озеркова И.А.:
1. Обычно функциональную грамотность относят к применению текстовой информации, реже — графической (хотя её и убили с отменой преподавания черчения). Цифровую грамотность тоже часто относят к функциональной (как вариант инструментальной грамотности, которая почему-то отдельно не рассматривается). Но я, кажется, не встречала даже постановки вопроса функциональной видео-грамотности. В прошлом учебном году обнаружила, что студенты не умеют работать с учебным видео. Учить отдельно?
Хуторской А.В.: В каждой компетенции есть свой набор ФГ. Если видеограмотность как умение смотреть видео, то в ней есть функции: открыть видео, оценить его параметры (автор, дата, продолжительность) выбрать способ просмотра, посмотреть, достичь цели просмотра.
Но! У разных компетенций могут быть одинаковые ФГ!. Например, у просмотра видео и чтения учебника.
Ведь ФГ – не цель! Это лишь условие, средство для достижения необходимых результатов – образовательных продуктов. А они создаются на основе освоенных компетентностей.
То, что минпрос уделяет внимание ФГ, причина в том, что они заботятся о МИНИМУМЕ, чтобы он достигался. За компетенции они не берутся, хотя те важнее.
По хорошему, нужно определить детализацию основных ФГ по каждому предмету и обучению в целом. Но, судя по уровню управления нынешним образованием, это вряд ли будет сделано. И всё скорее всего останется на уровне нескольких общих малообоснованных видов ФГ.
2. Кто вообще должен учить функциональной грамотности: каждый учитель-предметник на своём уроке или в рамках комплексного метапредмета (например, проекта)?
Хуторской А.В.: ФГ есть в каждом учебном предмете, а также и в проектной деятельности. Так что все должны учить. Если хотят, чтобы дети что-либо достигали.
Казданян С.Ш.:
3.По каким методикам выявляется функциональная грамотность учителя?
Хуторской А.В.: ФГ учителя – это педагогические грамотности. Например: 1) уметь определить начальный уровень подготовленности ученика, 2) владеть методикой обучения ученика постановке целей и др. Методики – те, которые разработаны в нашей НШ – см. учебники Педагогика, Дидактика и др.
4. По каким методикам выявляется функциональная грамотность учащегося?
Хуторской А.В.: Выявить имеющиеся ФГ можно с помощью открытых заданий на их проявление. Например, чтобы выявить ФГ по задаванию вопросов, можно предложить ученикам задать как можно больше вопросов к какому-нибудь явлению (физическому, социальному и др.). По количеству, качеству и типам вопросов, можно будет выявить и оценить соответствующую ФГ.
Громова В.И.:
5. Читательскую грамотность вы не выделяете и не оцениваете?
Хуторской А.В.:Читательская грамотность никуда не исчезла. Я лишь говорил о том, что сегодня появился целый веер новых грамотностей. Читательская грамотность распадается на несколько, теперь нужно не только читать, но озвучивать написанный текст программой, распознавать его через аудио. Эта грамотность уже современная, но она не отменяет вчерашней.
Вдовина И.А.
6. Понятие "функциональная ГРАМОТНОСТЬ" - понятие динамичное, изменяющееся со временем? Зависит ли от технологий и различных технологий? от области знаний?
Хуторской А.В.: Да, конечно, ФГ меняется со временем и как понятие и как определённый набор видов ФГ. Зависит ФГ, скорее, от меняющегося окружения в сферах человека. Если технологии входят в окружение, то и ФГ зависит от них.
7. Функционально грамотный человек – это кто или какой он, Всё умеющий, эрудит? Или речь идёт о функциональной грамотности в определённой области. Или это понятие связано только со школьными зунами? Спасибо.
Хуторской А.В.: Функционально грамотный человек – это не эрудит. Он владеет минимальными функциями действий в окружающих его сферах, о которых я говорил на вебинаре. Понятие ФГ сегодня связано далеко не только со школьными ЗУНами. В тезисах выступления у меня написано, что как раз особенно нуждаются в ФГ люди старшего поколения! Которым для эффективной жизни, я уж не говорю о работе педагогом, требуется овладеть значительным количеством ФГ, прежде всего, связанных цифровизацией.
Воровщиков С.Г.:
8. Вам не кажется, что правильнее назвать организационную грамотность, о которой вы говорили, управленческой?
Хуторской А.В.: Конечно, термины «организация» и «управление» синонимичны. Но организация более широкое понятие, чем управление, поскольку управление обычно относится к другим людям и процессам, а организация ещё и к себе. Конечно, можно говорить о самоуправлении, но организовать - не совсем управлять.
9. Не следует ли вернуться к забытому понятию «общеучебные умения», которые сегодня некорректно «забиты» универсальными учебными действиями?
Хуторской А.В.: В науке и образовании каждому понятию есть место: и умениям, и действиям, и грамотностям, и компетентностям. Просто текущими политиками в образовании некоторые педагогические термины попираются, замещаются на иные, в зависимости от тех, кто в них заинтересован.
10. Добрый день! Прослушала сегодня вебинар «Что такое функциональная грамотность». Было интересно услышать мнение, отличное от преобладающего в образовании. А.В. Хуторской четко описал границы функциональной грамотности, обозначил ее виды. Хотелось бы подробнее узнать о методике формирования и оценивания ФГ. Спасибо за мероприятие! - Виктория Громова.
Хуторской А.В.: Действительно, наше мнение, точнее, концепция научной школы отличается от преобладающего в массовом образовании. Чем? Прежде всего, научной обоснованностью. Мы не спешим и другим не советуем бросаться «перенимать чей-то опыт" или выполнять чьи-либо указания без включения собственного профессионального мировоззрения, осознания смыслов происходящего. Что касается подробнее узнать о методике формирования и оценивания ФГ, то приглашаю на наши ближайшие курсы: Общая методика ФГ. - Для учителей-предметников.