22 сентября 2020
Проведено заседание бюро отделения РАО на тему школьного воспитания
А.В. Хуторской, чл.-корр. РАО
Школьное воспитание. На эту тему сегодня в Зуме прошло заседание бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, доклад Н.Л.Селивановой.
Основной водораздел в проблеме воспитания, на мой взгляд, в источниках целей. Когда говорят о воспитании, обычно имеют в виду воздействие на человека со стороны: государства, школы, семьи, кого угодно, только не самого человека. Вот и докладчик говорит «учитель воспитывает».
Конечно, есть педагоги, которые считают «воспитание как процесс создания условий». Но для чего эти условия? Для реализации каких и чьих целей?
Один из выступающих призывает, чтобы эти цели чётко задало государство в форме "Идём туда-то, делаем то-то".
Совсем иной подход в научной школе человекосообразного образования. Этот подход прозвучал в тезисе Андрея Дмитриевича Короля: "Дверь к успеху человека открывается изнутри".
Действительно, цели воспитания, которые опираются на внутренний потенциал ученика - сообразны именно этому ученику. Как строить такое воспитание?
Я задал три вопроса докладчику:
Вопрос 1. Наталия Леонидовна, считаете ли вы, что источниками целей воспитания человека являются его персональные качества: предрасположенность, предназначенность, миссия? Если да, то каким образом вы предлагаете организовывать «процесс создания условий» для достижения таких целей?
Вопрос 2. Вы предлагаете принцип «единства целей воспитания» при разработке программы воспитания. Как этот принцип согласуется с индивидуализацией воспитания, с самовоспитанием?
Вопрос 3. Вопрос как к математику. Оценка воспитания – считаете ли вы необходимым количественные (балльные, процентные, графические и т.п.) формы такой оценки?
На первый вопрос докладчик попыталась ответить, но заметила, что в понятиях "предрасположенность", "предназначенность" её группа не работает. Замечу, что данные понятия мы включили в свой учебник "Педагогика" (2019).
Второй вопрос остался без ответа, некоторые участники отметили его значимость.
На третий вопрос, видимо, не хватило времени. Заявлена позиция, что воспитание не может быть технологий. С чем я, например, не согласен - статья "Измерение воспитания".
Главная же проблема, на мой взгляд: человек, как источник смысла и целей воспитания, а не исполнитель требований социума или чиновников.