26 октября 2018
Письмо А.В.Хуторского вновь избранному Президенту РАО
Президенту Российской академии образования
Юрию Петровичу Зинченко
от члена-корреспондента РАО
Хуторского Андрея Викторовича
[О модернизации Академии]
Уважаемый Юрий Петрович!
Ещё раз поздравляю Вас с избранием Президентом РАО!
У вас есть шанс сделать нашу Академию достойным учреждением – современным, востребованным и авторитетным.
Что, на мой взгляд, нужно сделать?
1. Полностью изменить смысл существования академии. Определить ниши. Выявить потребителей. Проработать миссию.
2. Организовать систему проектов под конкретных заказчиков. План исследований РАО представить в виде проектов.
3. Создать команды под каждый проект. Определить продукты. Проработать финансирование.
4. На управление поставить тех, кто умеет работать. Всех остальных перевести в "совет мудрейших", поскольку они в нынешнем управлении ничего сделать не смогут, а в консультантах будут полезны.
5. Заседания президиума с отчётами «кто что сделал» упразднить, вместо них – работа методологической группы по управлению процессами модернизации.
6. Выборы – изменить в корне. Выбирать в члены академии тех, кто доказал, что умеет создавать конкретный научный продукт в нишах академии, признанных приоритетными. Набирать в Академию тех, кто способен работать на реализацию её задач.
7. Упразднить порочную практику, когда избирательная кампания строится на основе просьб за кого голосовать. Каждый кандидат в члены академии должен представить своё портфолио, которое публикуется на интернет-площадке. Все желающие задают кандидатам вопросы, те отвечают. Уже после этого проходят выборы.
8. На общих собраниях главным предметом обсуждения должны быть научные вопросы, доклады о реализации проектов. Присутствие в президиуме военных, священников и чиновников не обязательно. Зачем на них смотреть? Многие из них совсем не образец для учёных.
9. Цифровизация. А где она в РАО? Пока её нет среди тех, кто о ней говорит, её не будет и в народе. На заседании нашего Отделения по философии образования и теоретической педагогики я предложил проводить заседания не только очно, но и дистанционно с интерактивом, сделать группу для обсуждения докладов, дать возможность участвовать в обсуждениях не только членам Отделения.
10. Вчера на собрании ни в одном из выступлений не было презентации в Power Point. Просто надписи с ФИО и должностью выступающего. Как-то не солидно. Техника же есть и хорошая. Сейчас даже школьники на конференциях все как один презентации применяют.
11. Вы сказали, что была трансляция собрания на Ютуб. Это очень хорошо. Но пресс-центр не работал, на сайте РАО вчера никакой вообще информации не было – ни о собрании, ни об избрании нового президента. Нужна оперативная информационная служба. Необходима сетевая площадка для удалённой работы членов Академии.
12. Раньше в академии были учёные, в том числе и на административных должностях: Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, А.И. Пискунов и др. Когда люди видели их на трибуне, понимали, что это учёные, у них вес, за ними настоящая наука. Сейчас таких могикан почти не осталось, скоро уйдут и те, которые сейчас ещё ходят. Кто на смену? И кто научит этих новых? Сделать из академии карманную контору экспертов при министерстве – ошибка. А вот сделать из нынешней академии – Академию, - это Задача. Я бы хотел пожелать, чтобы у Вас для этого были силы, желание и, главное, наращиваемые умения нового типа управления.
26.10.2018 г.
С уважением,
Андрей Викторович Хуторской,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека,
член Бюро Отделения философии образования
и теоретической педагогики РАО