Активные участники Эйдос-педсовета имеют возможность получить официальное Свидетельство участника Всероссийского дистанционного августовского педсовета «Эйдос».
По тематике Эйдос-педсовета будут проводится Проекты для школ.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭЙДОС-ПЕДСОВЕТА
Приведём ключевые суждения участников Эйдос-педсовета.
ГРУППА «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК»
https://www.facebook.com/groups/eidos.lesson/
Современный урок – это урок, соответствующий времени (А.В. Хуторской).
Выявлено противоречие между потребностью обучающихся в самореализации и неэффективной - административной системой образования. В результате дети не хотят учиться, не видят смысла в такой учёбе. Теряется значимость официального образования.
Есть цель учителя - познакомить - с методами решения квадратных уравнений, но для ребенка это не является целью, значит цель урока, поставленная учителем, не является целью ученика (Людмила Луганская).
Современный урок должен учитывать не общую цель урока, а индивидуальные цели учителя по отношению к каждому учащемуся и индивидуальные цели учащихся (Ирина Озеркова).
Современный урок – не просто трансляция современной информации в соответствии с УМК, это адаптация содержания под возможности и потребности, интересы каждого (Наталья Колпакова).
Не надо заинтересовывать учеников, это ведёт к иждивенчеству! Дайте им реализовать себя, и они будут уговаривать вас вести уроки! (А.В. Хуторской).
Урок ФГОС и современный урок не одно и тоже (Ольга В. М.). Во ФГОСах проглядывает "выготчина", педология и троцкизм столетней давности.
Современный урок - это в большей степени современные цели и задачи, а не современные средства обучения (Ирина Озеркова).
При разработке конкретного урока мы должны отталкиваться от цели, которая отражает результат обучения, результат, который будет востребован на следующем уроке. Через это мы выстраиваем целостный процесс (Роман Пономарев).
Учителю на уроке нужно выявить и реализовать ученический образовательный потенциал, подготовить их к успешной жизни в нынешнем обществе и одновременно соблюсти внешне задаваемые требования (А.В. Хуторской).
Проекты по теме (регистрация до 3 октября):
Проект «Школа самореализации»: http://eidos.ru/project/sch/catalog/71312/Eidos_School.pdf
Проект «Современный урок: методика проведения»: http://eidos.ru/project/sch/catalog/71331/Lesson-2017-2018.pdf
===
ГРУППА «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ»
https://www.facebook.com/groups/eidos.meta/
Начальные вопросы обсуждения метапредметного подхода в образовании:
1. Что есть метапредмет?
2. Что такое учебный метапредмет? и чем отличается, похож на учебный предмет?
3. К чему относится метапредметность - к содержанию образования, к деятельности, ещё к чему?
4. Зачем кроме предметов в образовании нужны метапредметы?
Почему возникла в педагогике необходимость метапредметности? На мой взгляд, причина в нескольких давних тенденции в образовании: генерализации, интеграции и межпредметных связей. Метапредметность - воплощение философской смысловой отыскательности и объединительства искуственно размежеванных учебных предметов (А.В. Хуторской).
Понятия народ, мир, война, воин, богатство, богатырь - настоящие метапредметные понятия. Именно их необходимо изучать в качестве фундаментальных. А не только общеучебные деятельности развивать (которые авторы нынешних ФГОСов ошибочно назвали метапредметными). (А.В. Хуторской).
Список публикаций по метапредметному подходу участников нашей научной школы (65 шт.): https://eidos-institute.ru/science/works/
Метапредметное понятие «Знание». Конкурс: задайте свой вопрос о знании (Юлия Скрипкина)
Прокопенко Марина: У нас в классе сегодня появились «ВОПРОСЫ О ЗНАНИИ»:
Ученица 1: «Как мы узнали, что такое знание?»
Ученик 2: «Сколько знаний мы получаем в год?»
Ученик 3: «Откуда взялось знание?»
Ученик 4: «Почему знания написаны в книгах?»
Ученик 5: «Сколько ума надо нашим ученикам?»
Вопросы участников дистанционной эвристической олимпиады «Знание»:
Одинец Влада, 1 класс:
Откуда Знание берётся в голове?
Что такое Знание?
Где можно найти Знание?
Как его находят?
Почему нужно Знание?
Что будет, если не станет Знания?
Куда надо идти за Знанием?
Что надо делать, чтобы получить Знание?
Можно ли потерять Знание?
Каким бывает Знание?
Какой вкус у Знания?
Какой цвет у Знания?
Где живет Знание?
Есть ли друзья у Знания?
Есть ли конец Знанию?
Чем может помочь Знание?
Может ли Знание помешать?
Новоселова Лиза, 2 класс:
Что лучше: книга или Интернет?
Можно ли знать все?
Как задать вопрос, чтобы поняли?
Мара Николь, 6 класс:
Почему мы должны учиться?
Есть ли человек, не знающий ничего?
Мои вопросы: 1) Знание рождается только внутри человека? 2) Существуют ли знания вне человека? 3) Можно ли передать кому-то свои личные знания? (Галина Андрианова).
Насколько мой имеющийся багаж знаний влияет на восприятие новой информации, получения новых знаний? (Юлия Скрипкина)
Как выйти за границы своего знания, чтобы воспринять нечто, противоречащее "известной истине"?
--
Для обсуждения в группе предлагаю несколько вопросов (Роман Пономарев):
Каково понимание знания в метапредметном подходе?
В чем особенность предмета метапредметного знания, его объекта, функций в процессах познания, мышления, коммуникации?
Думаю над метапредметным подходом в высшей школе. Есть специфика? (Ирина Жилавская).
Хуторской А.В: По нашей концепции содержание школьного образования имеет 3 явных интегративных блока, когда доминируют метапредметы: начало начальной школы, 5-6 классы и 10-11 классы. В остальные периоды - преобладает дифференциация курсов.
Интегративную основу в 5-6 классах выполняет разработанный нами учебный метапредмет "Мироведение" - курс гуманитаризированного естествознания, если так можно сказать. Я создавал и вёл это курс сам с ученикам. Дети с удовольствием по нему учатся, изучают пространство и время, стихии мира, царства природы.
Структура и методика метапредмета "Мироведение" изложена в книжке: https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/interdisciplinary/metapredmet_mirovedenie/
Эльфрида Шантина:
- В чем заключается метапредметное содержание языка?
Основной единицей языка, неразрывно связанной с мыслью, познанием, является СЛОВО.
- Какова роль слова в духовном становлении и интеллектуальном развитии личности ?
Курс метапредмета "Слово" с 5 по 9 класс апробирован в двух школах Магадана. Учителя-экспериментаторы отмечали, что учащиеся стали проявлять больший интерес не только к русскому языку, но и в целом процессу приобретения знаний, стали проявлять больше самостоятельности в добывании знаний, стали более активны на уроках. Кроме того, повысился общий уровень качества знаний по всем предметам.
Хуторской А.В: Метапредметным подходом я начал заниматься в 1980-х годах, когда ещё не было не только ФГОСов, но и вообще официальных стандартов образования. Разрабатывал и одновременно вёл с учениками метапредметы "Числа", "Мироведение", "Культура", "Естествознание". Понял, что в основе содержания любого предмета и метапредмета должны быть фундаментальные образовательные объекты (ФОО). Недавно переработал и переиздал книжку "Метапредметный подход в обучении". Там изложена самая суть нашего подхода: http://eidos.ru/shop/ebooks/610134/index.htm
Для школ, которые планируют реализацию метапредметного подхода, с 19 сентября начинаются проекты
ГРУППА «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ»
https://www.facebook.com/groups/eidos.method/
Опрос. Что нужно пожелать ученикам 1 сентября? Большинство выбрало пункт: Стать заказчиком своего образования и клёво провести учебный год.
Образовательная ситуация – альтернатива уроку. Цель образовательной ситуации – обеспечить рождение учениками личного образовательного результата в ходе специально организованной деятельности. Нами разработаны типы образовательной напряженности, технология развития образовательной ситуации, методика проведения ситуативных занятий, введена новая научная область "Ситуативная педагогика" (А.В. Хуторской).
Образовательная ситуация (Ольга Борзова):
1) какая ситуация будет образовательной?
2) какие технологии нужны на уроке?
3) кого, когда и как надо сопровождать на уроке?
Педагог создает образовательную ситуацию тогда, когда учащийся получает ученический продукт. «Ситуация активизирующего незнания» в момент выполнения открытого задания (Прокопенко Марина).
Методика целеполагания (Юлия Скрипкина):
- Какие методы использовать для целеполагания?
- Каково соотношение целей учителя и учащегося на уроке?
- Как работать с личными целями учащихся? Они даже на одном уроке могут не совпадать как друг с другом, так и с целью учителя.
- Как помочь ребенку сочетать чуждые цели, насаждаемые в реальной школе, и личностно значимые собственные цели?
Проект "Развитие регулятивных УУД у учащихся": http://eidos.ru/project/sch/catalog/71351/RegulUUD-2017-2018.pdf
Научить решать задачи учеников можно двумя способами (Людмила Барышева) :
1. Учить самим полагаясь на свой опыт.
2. Учить с помощью специально разработанных заданий.
Проект "Самореализация ученика в курсе математики" для тех, кто хочет решить поставленную проблему вторым способом: http://eidos.ru/project/sch/catalog/71371/SamoMath-2017-2018.pdf
Опрос. Какой вариант самореализации применяете на своих занятиях? (Ольга Борзова) Большинство выбрало пункт: предлагаю исследовательские проекты.
На Всероссийских ученических конференциях "Эйдос" очень много исследовательских проектов по биологии, естествознанию. Особенно популярны практико-ориентированные проекты учащихся из Якутии. Следующая конференция 2-4 ноября 2017 г. (Галина Андрианова). http://eidos-tour.ru/tours/uchenicheskie_konferentsii_/vi_vserossiyskaya_ochnaya_uchenicheskaya_konferentsiya_eydos/
Пары сменного состава - знают ли сегодняшние учителя методику А.Г. Ривина? Статья о методике Ривина в журнале "Эйдос", 2017, №1 (А.В. Хуторской): http://eidos.ru/journal/index.htm
Всё больше и больше профессий требуют специалистов, в совершенстве владеющих компьютерной техникой. Но желающих сдавать ЕГЭ по информатике мало. В чём же дело? Может ребята не видят себя в этом предмете? Предлагаем школам, учителям, ученикам включиться в проект "Самореализация учащихся в курсе информатики" (Людмила Барышева): http://eidos.ru/project/sch/catalog/71374/SamoInform-2017-2018.pdf
Часто путаются предмет, средства деятельности и ее цель. Видео выступления на конференции Научной школы АВ. Хуторского (Роман Пономарев): https://www.youtube.com/watch?v=wrFSghH8xIo&feature=youtu.be
Методика изучении иностранного языка (Ангелика Андреевна):
1) Как помочь ученикам осознать необходимость учить язык?
2) Какие задания для обучения иностранному языку кажутся вам наиболее эффективными?
3) Могут ли учащиеся практиковаться во владении языком где-то вне школы/ВУЗа?
Проект «Самореализация учащихся при изучении иностранного языка”: http://eidos.ru/project/sch/catalog/71373/SamoEnglish-2017-2018.pdf
===
ГРУППА «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ»
https://www.facebook.com/groups/eidos.competence/
Компетентностный подход - это договор между социумом и личностью (А.В. Хуторской).
1880 диссертаций - именно столько диссертаций защищено по компетентностному подходу в России за 3 последних года. Подборка авторефератов и диссертаций предоставлена для анализа участникам начавшихся курсов для соискателей: кандидат и доктор наук: http://eidos.ru/courses/themes/64022/Eidos-Course-Candidate20170731.pdf
Согласно текстам о ФГОС в ВУЗе, компетенции формируются по семестрам, строго по порядку, по каждой дисциплине что в корне противоречит личностно ориентированному учению и что является ярким выражением технологизма (Владимир Воронов).
Рособрнадзор готовит учителей к проверке их компетентностей. Питерский педуниверситет разработал для апробации "Модель уровневой оценки компетенций учителей". В качестве определения компетенции они взяли моё определение, которое я предложил ещё 15 лет назад, но, к сожалению, не указали автора, что является не слишком правильно (А.В. Хуторской).
Вот и мы попали в этот проект. Вопросов слишком много... (Жанна Назаренко)
В основной своей массе "компетентностный подход" остался только на бумаге (чисто декларативно) (Игорь Агапов).
Причина того, что компетентностный подход буксует, несмотря на 1880 диссертаций за последние 3 года, в том, что отсутствует необходимое применение средств педагогической инноватики (А.В. Хуторской): https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/inn_fgos/pedagogicheskaya_innovatika_ucheb._posobie_dlya_stud._vyssh._ucheb._zavedenij
Компетентностный подход буксует, т. к. он не получил необходимого профессионально-педагогического обоснования, хотя и защищены почти 2 тысячи диссертаций. Все понятия - калька зарубежных определений, они не отражают отечественных культурно-исторических и образовательных традиций, посему и нет педагогических механизмов их (компетенций) формирования, а главное оценивания (Александр Андреевич Орлов).
А.В. Хуторской:
1. Не все понятия - калька зарубежных определений. Мои определения составлены по-другому. Например, введено понятие "образовательная компетенция", такого понятия нет в зарубежных исследованиях, см.: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
2. "не отражают отечественных культурно-исторических и образовательных традиций". Как раз именно отечественные традиции отражены в том. что я ввёл в классификацию две группы компетенций (первая и седьмая), которых не было в европейском варианте (симпозиум в Берне "Компетенции для Европы"). Это ценностно-смысловые и компетенции личностного самосовершенствования, см.: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
3. Педагогические механизмы формирования и оценивания компетенций (точнее - компетентностей) существуют. Например, в моём учебнике "Дидактика": https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/didaktika_2017/
Компетенции - внешняя норма. Компетентности - внутренние качества (А.В. Хуторской).
У меня вопрос о механизмах образования растущего человека. ФГОС строится на научных основаниях школы Л.С. Выготского и его последователей, где основным процессом и результатом является управляемая извне социализация. Процесс экстериоризации идет от обратного, предполагая, что в ребенке в свернутом виде потенциально присутствуют эти важные компоненты развития. Вопрос – вы продолжаете и развиваете спор Пиаже и Выготского, а значит двух школ советской и западной или есть третий путь, когда эти два механизма начинают одновременно работать (Андрей Кибирев).
Две данные тенденции - формирование и выращивание человека - древние как мир. В споре Выготского и Л.Н. Толстого наша научная школа занимает позицию Толстого (А.В. Хуторской). http://eidos.ru/journal/2005/0422.htm
Дидактика Занкова, развивающее обучение Давыдова – это попытки изменить и цели-результаты учения, и процесс их достижения. То есть это все по той же проблеме – компетенции, новая парадигма. Эвристическое обучение (А.В.Хуторской) – один из вариантов этой же парадигмы. Но массовая школа и вуз мало меняются, двигаются в этом направлении (Владимир Воронов).
Реальный образовательный процесс, как существующее явление, в силу объективности своего существования, может быть посильнее приготовленных для него ограничений, что и демонстрируют наши ученики, реализуя себя, к сожалению не всегда благодаря, а, нередко, вопреки! (Роман Пономарев).
Необходимо исследование соотношения между закономерностями образования как объективного процесса и регламентирующими нормами со стороны чиновников, политиков и др. Как говорил король из "Маленького Принца" - что он управляет звёздами, Солнцем и всем в мире. Только для этого всякий раз дожидается нужного момента, чтобы всё это происходило (А.В. Хуторской).
Как вы считаете человек (ученик, студент) может участвовать в проектировании содержания необходимых ему компетенций? (А.В. Хуторской).
Несомненно! Участвовать может и должен! Но общее решение должны принимать представители профессионального сообщества, а некоторые решения должны приниматься коллегиально, всеми участниками образовательного процесса, когда участники становятся настоящими, а не декларативными субъектами! (Роман Пономарев).
Я бы всё-таки ограничился двусторонним договором: 1 сторона - человек, 2 сторона - социум, а вуз или школа или профсоюзы - могут только правила предложить и средства обеспечения такого договора (А.В. Хуторской).