Основные инновации Научной школы А.В.Хуторского
В результате деятельности А.В. Хуторского, его коллег, единомышленников, учителей-экспериментаторов, школ – участников научно-педагогических исследований, начиная с 1988 года, разработаны инновационные понятия, учения, концепции, образовательные модели, технологии обучения.
Обзорная таблица "Инновации для школ" (pdf).
Презентация доклада А.В. Хуторского об инновациях Научной школы (pdf).
Учения и концепции, разработанные Научной школой:
- Доктрина образования человека в РФ.
- Концепция человекосообразного образования.
- Педагогическая инноватика.
- Дидактическая эвристика.
- Педагогика русского космизма.
- Славянская педагогика.
- Палеопедагогика.
- Ситуативная педагогика.
- Компетентностный подход к обучению (концепция, модель проектирование и реализация ключевых, метапредметных и предметных компетенций в образовании).
- Метапредметный подход в образовании.
- Системно-деятельностный подход в человекосообразном образовании.
- Философия дистанционного образования с позиций русского космизма.
- Личностно-ориентированное дистанционное образование.
- Метапредметное содержание образования и его стандартов.
- Креативный компонент образовательных стандартов.
- Система эвристического обучения на основе диалога.
- Эвристическая стратегия дистанционного образования человека.
- Концепция и модель развития функциональной грамотности.
Инновационные понятия, введенные Научной школой:
- Человекосообразное образование.
- Миссия ученика.
- Заказчики образования.
- Образовательный потенциал ученика.
- Образовательная самореализация ученика.
- Предназначенность ученика.
- Предрасположенность ученика.
- Предпочтения ученика.
- Профессиональный потенциал учителя.
- Эвристическое обучение.
- Эвристическое задание.
- Эвристические компетентности.
- Продуктивное обучение.
- Образовательный продукт.
- Образовательная ситуация.
- Происходящая теория обучения.
- Потенциал образовательного пространства.
- Потенциал содержания образования.
- Учебный метапредмет.
- Метапредметное содержание образования.
- Метапредметное задание.
- Деятельностное содержание образования.
- Фундаментальный образовательный объект.
- Культурно-исторический аналог.
- Индивидуальная образовательная траектория.
- Образовательное целеполагание.
- Образовательная рефлексия.
- Эвристический диалог.
- Компетенции человекосообразности.
- Компетенции эвристического учителя.
- Телекоммуникативные компетентности учащихся.
Принципы, закономерности
- Принцип человекосообразности образования (введён А.В. Хуторским).
- Принцип продуктивности обучения.
- Принцип первичности образовательного продукта ученика.
- Образовательный потенциал ученика при человекосообразном образовании возрастает.
- Эвристическая ориентация обучения ведёт к увеличению продуктивности образования и более качественному освоению традиционных образовательных стандартов.
- Если в основу образовательного целеполагания наряду с социальным заказом заложить потенциал человека, это приведёт к мотивированному продуктивному обучению и творческой самореализации.
Образовательные модели:
- Модель образования как вселения человека в мир (во Вселенную).
- Модель эвристического обучения как открывающего обучения (сначала ученический продукт, затем общечеловеческие достижения).
- Модель эвристического обучения на основе диалога.
- Компетентностная модель образования (А.В. Хуторской).
- Модель функциональной грамотности.
Модели школ:
- Школа свободного развития (авторская школа А.В. Хуторского).
- Школа самореализации (авторская школа А.В. Хуторского).
- Эвристическая школа (модель).
- Школа русского космизма (модель).
- Студенческий педагогический клуб (форма педагогической подготовки).
- Центр дистанционного образования (действующее распределенное сетевое учреждение)
Технологии образования:
- Эвристическое обучение.
- Система дистанционных эвристических олимпиад.
- Проект "Эвристический класс".
- Проект "Мета" (метапредметный подход к обучению).
- Очно-дистантный ФПК - распределённая форма подготовки учителей.
- Школа-конкурс «Дистанционный учитель года» (система дистанционной конкурсной подготовки педагогов).
- Профессиональные конкурсы "Школа года", "Современный урок", "Творческая работа моего ученика" и др.
- Технология компетентностного подхода в образовании.
- Технология развития целеполагания и рефлексии.
- Технология развития функциональной грамотности.
Технологии обучения:
- Технология "Образовательная ситуация".
- Эвристическое погружение - технология очного обучения.
- Интерактивная ученическая конференция (авторы, оппоненты, пропоненты, эксперты и др.).
- Дистанционная ученическая конференция (онлайн-защита учащимися творческих и исследовательских работ).
- Эвристические классы (технология развития одарённости средствами учебных предметов).
- Эйдос-классы (подготовка учащихся к проведению творческих и исследовательских работ).
- Дистанционная педпрактика.
- Дистанционная стажировка.
- Дистанционный педсовет.
- Дистанционный Учёный совет.
Разработанные формы занятий:
- Эвристическая олимпиада.
- Дистанционная эвристическая олимпиада.
- Дистанционный оргдеятельностный курс.
- Дистанционная ученическая конференция.
- Дистанционная научно-педагогическая конференция.
- Очно-дистантная педагогическая конференция.
- Очно-дистантный семинар.
- Оргдеятельностный семинар как форма очного и дистанционного обучения.
- Дистанционная консультация.
- Интернет-урок.
- Веб-семинар.
- Чат-школа.
Разработанные методы обучения:
- Происходящий метод обучения.
- Метод обратного диалога.
- Биографический метод обучения.
- Метод модернизации объекта.
- Метод "вживания" в познаваемый объект.
- Дистанционное тьюторство.
Разработанные средства обучения:
- Дневник достижений ученика
- Диагностическая таблица личностных качеств.
- Книги, брошюры, учебники, пособия.
- Диагностическая система "Функциональная грамотность соискателя".
Изучение инноваций
Содержание перечисленных инноваций раскрывается в изданиях Научной школы, развивается в ходе инновационных проектов, в которых участвуют школы - инновационные площадки.
Перечисленные инновации и связанные с ними проблемы исследуют учёные, соискатели кандидатских и докторских учёных степеней - на дистанционных курсах для соискателей. Результаты исследований обсуждаются на дистанционных заседаниях Учёного совета.
Лицензия на право применения инноваций
Для применения перечисленных инноваций необходимо приобрести для этого официальное право:
Лицензия на право применения педагогических инноваций Научной школы А.В. Хуторского.
Лицензия выдаётся для частных лиц и для организаций.
Использование разработанных технологий, бренда, товарного знака "Эйдос" возможно только на законных основаниях, при наличии договора или выданного сертификата.
Отзывы учителей, учёных об инновациях Научной школы
«Наиболее значимые для меня инновации Научной школы А.В. Хуторского: человекосообразность, метапредметный подход, дидактическая эвристика. Формулирование целей образования, миссия ученика – эти инновации носят характер открытия», - Брицкая Елена Олеговна, канд. пед. наук, зам. директора Регионального информационно-аналитического центра Омской обл.
--
«Для меня значимы инновации Научной школы Хуторского, направленные на самореализацию ученика: современный урок с позиции принципа образовательного продукта, Эвристическое обучение (креативность), Метапредметный подход». Для педагогики значима организация индивидульной образовательной траектории. Принцип метапредметности основ содержания образования носит характер открытия (для философского осмысления мира и себя в этом мире)», - Вдовина Ирина Александровна, канд., геогр. наук, доцент кафедры ЕНО ГБО ДПО НИРО, г. Н.Новгород.
--
«Наиболее значимые для меня инновации Научной школы А.В. Хуторского в порядке рейтинга:
1. Компетентностный подход.
2. Метапредметный подход.
3. Эвристическое обучение: дидактика и методика.
4. Принцип человекосообразности.
5. Дистанционные олимпиады.
6. Оргдеятельностные подходы в андрогогике».
- Воровщиков С.Г., проф. МГПУ.
--
«Мой рейтинг инноваций Научной школы:
1. Человекосообразное обучение.
2. Метапредметный подход.
3. Эвристическое обучение.
4. Дистанционные эвристические олимпиады.
5. Дистанционные эвристические конференции».
- Кончакова Татьяна Юрьевна, руководитель направления повышения квалификации работников ОО НИУ ВШЭ-Пермь, г. Пермь.
--
«Наиболее значимая инновация Научной школы А.В.Хуторского – развитие одарённости у каждого ученика в личностно-ориентированном обучении. Эвристическое обучение носит характер педагогического открытия. Лично мне позволяет самореализоваться происходящий метод обучения. Рейтинг инноваций: Человекосообразное обучение, Самореализация учащихся, Распределённое обучение (вне школы)», - Андрианова Г.А., канд. пед. наук, зам директора ИОЧ, г. Москва.
--
«Наиболее значимые инновации Научной школы А.В.Хуторского:
1. Эвристическое обучение.
2. Метапредметный подход.
3. Индивидуальная образовательная траектория.
4. Компетентностный подход.
5. Дистанционные эвристические олимпиады и конференции.
6. Целеполагание, рефлексия.
Все инновации носят характер открытия, так как позволяют иначе видеть привычный мир», - Егоршева Карина Аскеровна, г. Минск.
--
«Открытия научной школы:
- Эвристические открытые задания.
- Ученические конференции (очные и дистанционные).
Наиболее значимые инновации: 1) Личностно-ориентированное образование. 2) Человекосообразное образование. 3) Эвристическое обучение. 4) Самореализация. 5) МЕТА», - Прокопенко Марина Лазаревна, учитель начальных классов, г. Н.Уренгой.
--
«Значимой считаю педагогическую инноватику. Метапредметный подход – всегда будет актуально. Телекоммуникации в образовании. Для меня актуально соискательство, написание статей в журнале «Эйдос», участие в конференциях Научной школы», - Скакунова Виктория Александровна, преподаватель МГУ, Москва.
--
«Характер открытия носит понятие «Фундаментальный образовательный объект». Значимые инновации для меня: дидактическая эвристика, образовательное целеполагание, метапредметный подход, образовательная рефлексия, ФОО, компетенции, ИОТ. Значимы для учеников и педагогов: образовательное целеполагание, образовательная рефлексия», - Борзова Ольга Александровна, г. Калуга.
--
«Человекосообразность – раскрывает весь смысл образования для конкретного человека, для педагогики. Самореализация учащихся – вызывает стремление к дальнейшей самореализации. Метапредметный и эвристический подходы для меня существуют вместе и одновременно + человекосообразность во всём этом», - Князева Лариса Евгеньевна, учитель химии МАОУ «Октябрьская СОШ» Завьяловского р-на Удмуртской Республики.
--
«Инновация «миссия ученика» носит характер открытия. Наиболее значима для учеников – инновация «Самореализация как цель образования». Каждая конференция Научной школы – повод для новых идей, зачастую неожиданных для меня самой», - Озеркова Ирина Александровна, учитель школы №1798, г. Москва.
--
«Открытие – эвристическое обучение. Даёт возможность обучающимся мыслить креативно, нестандартно, развивается мышление, воображение. В этом году планирую закончить диссертацию», - Камышанова Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы.