• Новости
  • Акции
  • Расписание
  • Как оплатить
  • Контакты
+7 495 768-55-54 ; +7 495 941-61-41 Заказать звонок
Вход Регистрация
Институт образования человека
  • Меню
  • Наш институт
    Новости Акции Миссия Директор Учёный совет Лаборатории ФПК Проекты Издательство Вакансии Документы Фотогалерея Видео Аудио Рассылка Контакты
  • Научная школа
    Концепция Программа Доктрина Исследования Инновации Труды Форумы, соцсети, отзывы Положение о Научной школе Как стать участником
  • Мероприятия
  • Услуги
    Научные услуги Научно-методические услуги Экспертные услуги Консультации Издательские услуги Рекламные услуги Удостоверения Почтовые услуги Франшиза Как заказать услуги
  • Предложения
    Физлицам Юрлицам Партнерам
  • Магазин
    Акции Новинки Каталог Как оплатить Доставка
  • Журнал
    Новости Выпуски Услуги журнала Авторам
+7 495 768-55-54 ; +7 495 941-61-41 Заказать звонок
0
0
0
Корзина
пуста
К сожалению, ваша корзина пуста.
Исправить это недоразумение очень просто:
выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину».
Общая сумма:
Перейти в корзину
  • Наш институт
    Новости Акции Миссия Директор Учёный совет Лаборатории ФПК Проекты Издательство Вакансии
    Документы Договор-оферта Листовки и презентации Положение о присуждении званий Издательский (авторский) договор Положение о локальном координаторе Договор пожертвования Публичные отчёты
    Фотогалерея Видео Аудио Рассылка Контакты
  • Научная школа
    Концепция Программа Доктрина Исследования Инновации Труды Форумы, соцсети, отзывы Положение о Научной школе Как стать участником
  • Мероприятия
    Курсы Переподготовка Семинары Проекты Конферeнции Учёный совет Олимпиады Конкурсы Расписание
  • Услуги
    Научные услуги Отзывы на авторефераты Оппонирование Научное руководство Обсуждение диссертаций Услуги Учёного совета
    Научно-методические услуги Применение инноваций Руководство педэкспериментом Проведение конференций Проведение семинаров Подготовка к аттестации Дистанционная педпрактика Стажировка
    Экспертные услуги Рецензии Экспертные заключения Гранты, проекты, конкурсы
    Консультации Научные Методические Учеба и выбор профессии Родителям
    Издательские услуги Публикация статей Издание книг
    Рекламные услуги
    Удостоверения Свидетельства Удостоверения Сертификаты Дипломы, грамоты Выписки, справки Ходатайства
    Почтовые услуги
    Франшиза О франшизе Эвристические классы Школа самореализации Очные семинары Дистанционные курсы Дистанционные олимпиады
    Как заказать услуги
  • Предложения
    Физлицам Соискателю Педагогу Администратору Родителю Школьнику Студенту Методисту Учёному Члену Научной школы Автору учебника, курса Волонтёру Меценату
    Юрлицам Школе ВУЗу Департаменту образования Дошкольному учреждению Учреждению дополнительного образования Институту развития образования Администрации региона
    Партнерам Участнику научной школы Локальному координатору Франшиза Лицензионный договор
  • Магазин
    Акции Новинки
    Каталог Свидетельства, удостоверения, сертификаты Книги Рег. взносы. Призы. Благотворительность Электронные издания Атрибутика Мероприятия Таблички и сертификаты к кубкам и медалям Услуги Почтовые услуги Рекламные услуги Предложения
    Как оплатить Доставка
  • Журнал
    Новости Выпуски Услуги журнала Авторам
  • Еще
Главная-Наш институт-Новости-Функциональная грамотность в школе

Функциональная грамотность в школе

  • Новости
  • Акции
  • Миссия
  • Директор
  • Учёный совет
  • Лаборатории
  • ФПК
  • Проекты
  • Издательство
  • Вакансии
  • Документы
  • Фотогалерея
  • Видео
  • Аудио
  • Рассылка
  • Контакты
Функциональная грамотность в школе
25 августа 2022
Проведены вебинары по функциональной грамотности
По запросу можно приобрести материалы вебинаров: тезисы выступлений, презентации, видеозаписи:

Вебинар «Что такое функциональная грамотность» (А.В. Хуторской, д.п.н.)

Вебинар «Информационная грамотность учащихся» (Ю.В. Скрипина, к.п.н.).


Приведём ответы А.В. Хуторского на некоторые вопросы участников вебинара:

Озеркова И.А.:

1. Обычно функциональную грамотность относят к применению текстовой информации, реже — графической (хотя её и убили с отменой преподавания черчения). Цифровую грамотность тоже часто относят к функциональной (как вариант инструментальной грамотности, которая почему-то отдельно не рассматривается). Но я, кажется, не встречала даже постановки вопроса функциональной видео-грамотности. В прошлом учебном году обнаружила, что студенты не умеют работать с учебным видео. Учить отдельно?

Хуторской А.В.: В каждой компетенции есть свой набор ФГ. Если видеограмотность как умение смотреть видео, то в ней есть функции: открыть видео, оценить его параметры (автор, дата, продолжительность) выбрать способ просмотра, посмотреть, достичь цели просмотра.

Но! У разных компетенций могут быть одинаковые ФГ!. Например, у просмотра видео и чтения учебника.

Ведь ФГ – не цель! Это лишь условие, средство для достижения необходимых результатов – образовательных продуктов. А они создаются на основе освоенных компетентностей.

То, что минпрос уделяет внимание ФГ, причина в том, что они заботятся о МИНИМУМЕ, чтобы он достигался. За компетенции они не берутся, хотя те важнее.

По хорошему, нужно определить детализацию основных ФГ по каждому предмету и обучению в целом. Но, судя по уровню управления нынешним образованием, это вряд ли будет сделано. И всё скорее всего останется на уровне нескольких общих малообоснованных видов ФГ.

2. Кто вообще должен учить функциональной грамотности: каждый учитель-предметник на своём уроке или в рамках комплексного метапредмета (например, проекта)?

Хуторской А.В.: ФГ есть в каждом учебном предмете, а также и в проектной деятельности. Так что все должны учить. Если хотят, чтобы дети что-либо достигали.

Казданян С.Ш.:

3.По каким методикам выявляется функциональная грамотность учителя?

Хуторской А.В.: ФГ учителя – это педагогические грамотности. Например: 1) уметь определить начальный уровень подготовленности ученика, 2) владеть методикой обучения ученика постановке целей и др. Методики – те, которые разработаны в нашей НШ – см. учебники Педагогика, Дидактика и др.

4. По каким методикам выявляется функциональная грамотность учащегося?

Хуторской А.В.: Выявить имеющиеся ФГ можно с помощью открытых заданий на их проявление. Например, чтобы выявить ФГ по задаванию вопросов, можно предложить ученикам задать как можно больше вопросов к какому-нибудь явлению (физическому, социальному и др.). По количеству, качеству и типам вопросов, можно будет выявить и оценить соответствующую ФГ.

Громова В.И.:

5. Читательскую грамотность вы не выделяете и не оцениваете?

Хуторской А.В.:Читательская грамотность никуда не исчезла. Я лишь говорил о том, что сегодня появился целый веер новых грамотностей. Читательская грамотность распадается на несколько, теперь нужно не только читать, но озвучивать написанный текст программой, распознавать его через аудио. Эта грамотность уже современная, но она не отменяет вчерашней.

Вдовина И.А.

6. Понятие "функциональная ГРАМОТНОСТЬ" - понятие динамичное, изменяющееся со временем? Зависит ли от технологий и различных технологий? от области знаний?

Хуторской А.В.: Да, конечно, ФГ меняется со временем и как понятие и как определённый набор видов ФГ. Зависит ФГ, скорее, от меняющегося окружения в сферах человека. Если технологии входят в окружение, то и ФГ зависит от них.

7. Функционально грамотный человек – это кто или какой он, Всё умеющий, эрудит? Или речь идёт о функциональной грамотности в определённой области. Или это понятие связано только со школьными зунами? Спасибо.

Хуторской А.В.: Функционально грамотный человек – это не эрудит. Он владеет минимальными функциями действий в окружающих его сферах, о которых я говорил на вебинаре. Понятие ФГ сегодня связано далеко не только со школьными ЗУНами. В тезисах выступления у меня написано, что как раз особенно нуждаются в ФГ люди старшего поколения! Которым для эффективной жизни, я уж не говорю о работе педагогом, требуется овладеть значительным количеством ФГ, прежде всего, связанных цифровизацией.

Воровщиков С.Г.:

8. Вам не кажется, что правильнее назвать организационную грамотность, о которой вы говорили, управленческой?

Хуторской А.В.: Конечно, термины «организация» и «управление» синонимичны. Но организация более широкое понятие, чем управление, поскольку управление обычно относится к другим людям и процессам, а организация ещё и к себе. Конечно, можно говорить о самоуправлении, но организовать - не совсем управлять.

9. Не следует ли вернуться к забытому понятию «общеучебные умения», которые сегодня некорректно «забиты» универсальными учебными действиями?

Хуторской А.В.: В науке и образовании каждому понятию есть место: и умениям, и действиям, и грамотностям, и компетентностям. Просто текущими политиками в образовании некоторые педагогические термины попираются, замещаются на иные, в зависимости от тех, кто в них заинтересован.

10. Добрый день! Прослушала сегодня вебинар «Что такое функциональная грамотность». Было интересно услышать мнение, отличное от преобладающего в образовании. А.В. Хуторской четко описал границы функциональной грамотности, обозначил ее виды. Хотелось бы подробнее узнать о методике формирования и оценивания ФГ. Спасибо за мероприятие! - Виктория Громова.

Хуторской А.В.: Действительно, наше мнение, точнее, концепция научной школы отличается от преобладающего в массовом образовании. Чем? Прежде всего, научной обоснованностью. Мы не спешим и другим не советуем бросаться «перенимать чей-то опыт" или выполнять чьи-либо указания без включения собственного профессионального мировоззрения, осознания смыслов происходящего. Что касается подробнее узнать о методике формирования и оценивания ФГ, то приглашаю на наши ближайшие курсы: Общая методика ФГ. - Для учителей-предметников.

Поделиться
Вернуться
Наш институт
Научная школа
Мероприятия
Услуги
Предложения
Магазин
Журнал
  • Новости
  • Акции
  • Миссия
  • Директор
  • Учёный совет
  • Лаборатории
  • ФПК
  • Проекты
  • Издательство
  • Вакансии
  • Документы
  • Фотогалерея
  • Видео
  • Аудио
  • Рассылка
  • Контакты
  • Концепция
  • Программа
  • Доктрина
  • Исследования
  • Инновации
  • Труды
  • Форумы, соцсети, отзывы
  • Положение о Научной школе
  • Как стать участником
  • Курсы
  • Переподготовка
  • Семинары
  • Проекты
  • Конферeнции
  • Учёный совет
  • Олимпиады
  • Конкурсы
  • Расписание
  • Научные услуги
  • Научно-методические услуги
  • Экспертные услуги
  • Консультации
  • Издательские услуги
  • Рекламные услуги
  • Удостоверения
  • Почтовые услуги
  • Франшиза
  • Как заказать услуги
  • Физлицам
  • Юрлицам
  • Партнерам
  • Акции
  • Новинки
  • Каталог
  • Как оплатить
  • Доставка
  • Новости
  • Выпуски
  • Услуги журнала
  • Авторам

© Институт образования человека, 2011—2023
Москва, ул.Тверская, д.9, стр.7, офис 111
Email: info@eidos-institute.ru
Тел.: +7(495) 768-55-54

Мы в социальных сетях:

ВКонтакте Дзен Twitter Youtube
Оплата через платёжные системы
ya wm qiwi
Оплата по счету Оплата по счету Я зарегистрирован на Портале Поставщиков