27 октября 2020
Тема заседания: "Научные исследования в дистанционном образовании".
Проведено заседание Учёного совета Института образования человека (Microsoft Teams, 19-25.10.2020)
Слушали: Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. РАО, директор Института образования человека, г. Москва; председатель Ученого совета; Андрианова Г.А., канд. пед. наук, доцент, ученый секретарь Ученого совета Института образования человека, г. Москва; Скрипкина Ю.В., канд. пед. наук, доцент, декан ФПК Института образования человека, г. Москва; Вдовина И.А., канд. геогр. наук, г. Нижний Новогород; Казданян С.Ш., канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой психологии ЭЮУ им. А.Мкртчяна, Ереван, Армения; Федорова М.А., канд. фил. наук, г. Омск.
Решили:
1. На основе научного анализа представить план научных исследований в области дистанционного образования, которое сопровождает производственную деятельность педагогов - представителей Научной школы человекосообразного образования.
2. В ходе работы каждому исследователю конкретизировать понятийный аппарат, проблему, цель и предмет исследования, ожидаемый результат решения проблемы исследования.
3. Определить для Доктрины/концепции высшего профессионального образования базовые положения о профессиональной самореализации студентов в научно-исследовательской подготовке (к. филол. н., Федорова М.А.)
4. Рекомендовать издание тома 5 пятитомника «Эвристическое обучение. Уроки». (д.п.н., проф., Хуторской А.В.).
Актуальные проблемы, которые обозначены во время заседания
1. Актуальная проблема ДО: Каковы педагогические возможности цифровых платформ, инструментов и ресурсов для самореализации обучающихся, для проведения продуктивной учебной деятельности? Для решения этой проблемы подготовлена сравнительная таблица педагогических возможностей платформ. Необходимо выявить потребности и предпочтения учителей и ученико в отношении цифровых платформ по степени востребованности их возможностей теми или иными заказчиками образования, включая и родителей (к.п.н., доцент Г.А.Андрианова).
2. Проблема: низкий уровень компетентностей продуктивной деятельности – особенно у педагогов. существующие (популярные) дистанционные платформы почти не ориентированы на продуктивную деятельность и образовательные коммуникации. Необходима разработка требований (ТЗ) к образовательным дистанционным платформам, новых форм дистанционных занятий, типологии образовательных продуктов и заданий на создание этих продуктов, критериев их оценки (к.п.н., доцент Скрипкина Ю.В.).
3.Проблема организации дистанционных занятий с эвристическими методами в области музыкально-исполнительского образования (к.п.н., доцент Свитова Т.В.).
4. Проблема неумения создавать собственные продукты дистанционно, и не только; недостаточные компетенции и компетентности обучающих; негативная установка к дистанту; недостаточные условия для профессиональной самореализации (к.психол.н., доцент Казданян С.Ш.).
5. Проблема: отсутствие содержательных коммуникаций, взаимодействия, общения обучающихся; участники замкнуты на себе, мало задают вопросов, не обращаются друг к другу внутри курса, не поддерживают работы участников своими отзывами, при групповой работе не все вступают в коммуникацию, затрудняются принять общее решение, редко, кто самостоятельно берет на себя роль ответственного (к. геогр. н. Вдовина И.А.).
Объём рекомендаций по итогам заседания Учёного совета - 14 стр.