17 апреля 2020
А.В.Хуторской
Мой опыт в разработке и организации дистанционного обучения 25 лет. Центр дистанционного образования «Эйдос», которым я руковожу с 1998 года, проводит дистанционные курсы, конференции, олимпиады, проекты для учащихся, педагогов методистов, руководителей. Только в дистанционных эвристических олимпиадах за это время приняло участие почти 300 тыс. учащихся. Мои суждения опираются на имеющийся опыт.
То, что предпринимается сегодня в сфере управления дистанционным образованием - как московским, так и общероссийским - не является ни научно обоснованным, ни практически целесообразным. Об этом свидетельствует взрывная негативная реакция большинства граждан, прежде всего, родителей обучающихся на то, как организуется дистанционное обучение (ДО).
Первая ошибка - системная. Главная ошибка управленцев и многих педагогов в том, что они считают, что ДО - это сайты и платформы типа МЭШ, РЭШ и т.п. А это совсем не так. Сайты и платформы - средства обучения, им отводится не более 20% всей системы обучения. Остальные 80% - педагогические технологии, методики обучения, подготовка кадров, система диагностики и оценки результатов, обеспечение и сопровождение процесса и др. Из перечисленных элементов ключевая сейчас - подготовка кадров. Чтобы её решить, нужно направить школам средства на переподготовку педагогов. И дать возможность выбора учреждений, поскольку далеко не все местные ИУУ владеют данной системой подготовки.
Вторая ошибка - педагогическая. Классно-урочная система обучения в дистанционном варианте неэффективна. Её автор Ян Амос Коменский - великий педагог, но в его времена интернета не было и он не мог предвидеть нынешнюю ситуацию обучения удалённых учеников. Проведение в ДО уроков не сделает обучение детей мотивированным. Это сможет сделать только учитель, владеющий методикой удалённой деятельности. Для ДО более подходит проектная форма занятий, когда учащиеся осваивают образовательные программы блоками, а не поурочно. Проектный метод - альтернатива классно-урочной системе. Проектная методика наиболее соответствует ДО.
Третья ошибка - дидактическая. ДО - это, прежде всего, - обучение. Обучение - предмет рассмотрения только в одной науке - дидактике. И оно там, кстати, рассмотрено, в том числе и ДО. Все принципы определены, методики разработаны. В России ДО появилось не сегодня, ему уже 30 лет. Нужно понять, что ДО - особый тип обучения, в него недопустимо просто переводить привычные для очного обучения формы и методы. Например, у традиционных чиновников и педагогов есть желание во что бы то ни стало обеспечивать видеосвязь в ДО. Отсюда вытекают распоряжения по использованию платформ с видео, эти платформы перегружаются и зависают. Лишняя нагрузка на детей и учителей. Ничего этого делать не надо! Видеовзаимодействие педагогов и учеников не должно быть более 3 раз в неделю! Его можно и вообще избежать, в ДО более эффективно и отработано письменное взаимодействие. Фото и видео возможны, но не так, когда учителя заставляют учеников пересылать фото от руки написанных заданий.
Четвёртая ошибка - информационная. Заблуждение многих управленцев и педагогов - считать, что образование - это усвоение информации. Образование - это буквально образоВЫвание человека, реализация его потенциала во всех его сферах, рост, развитие. А не впитывание информации. Ученика нельзя превращать во флешку. Знание часто отождествляют с информацией. Это неверно, особенно в ситуации ДО. Знание - не информация. Знания не передаются. Передаётся только информация. Знания - продукт и результат деятельности человека, а не знакомство с информацией о чужих знаниях.
Пятая ошибка - родительская. На родителей обучающихся переложена значительная часть действий по образованию их детей. Школьная система, не справляясь с организацией ДО, фактически предложила самим родителям заниматься обучением своих детей, как минимум, организацией этого обучения. Хорошо, но здесь есть два значимых момента. Первый - у родителей нет педагогического образования, они многого не знают и не умеют. Кто и как это образование родителей будет обеспечивать? Как это должно быть согласовано с основной работой родителей? И второй момент - как быть с бюджетными средствами, выделяемыми государством на образование? Если детей оставили для обучения в семье, то семье эти деньги надо бы вернуть.
Шестая ошибка - политическая. В образовании в последние годы наблюдается указательно-запретительная политика. Эпидемиологическая ситуация ничего не изменила. Чиновники издают распоряжения и рекомендации, противоречащие интересам обучающихся. Например, вместо того, чтобы организовать массированную переподготовку кадров к ДО чиновники пытаются сохранить свои ВПР и ЕГЭ, которые вообще никак не приспособлены к ситуации. Контролировать можно только то, что обеспечено для выполнения.
Седьмая ошибка - юридическая. В Законе «Об образовании в РФ» нет понятия дистанционного обучения. Есть понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» (ст. 16). Как же так, ДО в России уже 30 лет как существует, а в законе его нет? Вот и получили сегодня массу проблем из-за юридической непроработанности ДО. Необходимо исправление юридических ошибок и принятие поправок в Закон «Об образовании в РФ» и подзаконные акты.
Что делать руководителям образования? В первую очередь, исправить указанные ошибки. Хотя бы не допускать их. Руководствоваться приоритетом образования обучающихся, а не ужесточением требований. Обратиться к профессионалам для разработки системы управления и обеспечения ДО. Профессионалы - это не программисты, а педагоги - учёные, методисты, которые имеют несколько лет опыта разработки и организации ДО, а не появились сегодня неизвестно откуда.
Нынешняя ситуация - переломная в системе образования страны и всего мира. Нужно понять, что данный кризис – основание для перевода образования на другой уровень. Очевидно, что система управления образованием должна быть существенно трансформирована.