21 мая 2018
Результаты заседания Учёного совета Института образования человека.
Построение теоретической модели в диссертации.
Хуторской А.В.
14-20 мая 2018 г проведено дистанционное заседание Учёного совета Института с участием соискателей докторских и кандидатских диссертаций.
Тема заседания «Теоретическая модель в диссертации», т.е. рассматривалось то, что соискателю требуется защищать. Предварительно выступающим были высланы алгоритмы изложения своих моделей.
Заседание проходило в закрытом форуме в течение недели, асинхронно. Зарегистрированные участники - те, кто проходит курсы для соискателей. Также на заседание зарегистрировались наблюдатели, которым была доступна вся картина нескольких обсуждений.
Уже во время заседания выступающие получили массу вопросов, достроили свои теоретические модели, получили рекомендации членов Учёного совета по их дальнейшему развитию.
Главным стало пониманием, что модели в диссертациях нужны трёх видов: табличные, блок-схемами и субъектно-методологические. Только табличных моделей с текстом недостаточно, поскольку необходимо понимание конкретных взаимодействий субъектов, смены их позиций, состояний и т.п.
Значимый момент: соотношение теоретической модели с методологическим аппаратом диссертации. Из модели, схемы должна быть чётка видна и новизна, и теоретическая значимость, и вообще - в чём состоит защищаемое педагогическое открытие или разработка.
Третье - деятельностная составляющая модели, изображение исследуемых и проектируемых процессов.
Рефлексивно участники - выступающие соискатели отметили следующие результаты заседания Учёного совета:
1. В научном отношении:
«Получилось построить первый целостный вариант педагогической модели, понять, что туда включать, а что лишнее».
«Получилось сконструировать первый пробный вариант модели - даже две - это очень значимо для меня. Главное что-то начать делать, а дорабатывать то, что уже сделано не то чтобы трудно, а интересно становится!»
«Получила в результате вопросов новые акценты в работе, поменяла название, благодаря вопросам увидела то важное, что нужно включить в работу».
«Мне кажется идеальной формулировка для заданий, которая получилась благодаря Татьяне Викторовне. Спасибо».
«При формулировании педагогической проблемы, не пришло в голову подумать, что мешает развитию ценностно-смысловых компетентностей. Теперь буду думать, спасибо Андрею Викторовичу».
«При подготовке к выступлению на заседании Учёного совета, надо было определить ключевые понятия. Я придумала названия своим заданиям. Спасибо Юлии Владимировне.
2. В коммуникациях с участниками заседания:
«Была связь с другими выступающими, возможность обменяться опытом с коллегами, с другими участниками курсов».
«Все вопросы от экспертов были по сути работы, спасибо за внимательное прочтение текста и предложения!»
«Пыталась понять вопросы, а точнее задумывалась, насколько точно я поняла вопрос».
«В этот раз удалось укладываться по времени с ответами на вопросы и комментарии, видимо, третий Ученый совет позволяет привыкнуть к модели дистанционной защиты несмотря на загруженность на работе и дома».
«Чаще всего задающий вопрос так или иначе предполагает или как минимум имеет прообраз ответа. Поэтому когда я отвечала на вопросы, всегда хотела понять - это ли человек имел в виду!?»
«Когда отвечала Татьяне Викторовне, придумала три основных вида эмоционально-ценностных заданий: рационально-логические, эмоционально-художественные, практико-технологические. Складывается в какую-то систему».
3. Трудности. Предложения. Благодарности.
«Не на все вопросы ответила, просто не знаю, что отвечать»
«Учёный совет совпал с концом четверти, который перенесли из-за чемпионата мира по футболу на две недели, поэтому не успевала оперативно отвечать на вопросы».
«Так и не смогла загрузить усовершенствованную модель в системе joxi, поэтому прилагаю модель к рефлексии».
«На отвеченные вопросы хотелось бы какой-то пусть не словесной, но балльной оценки. То, что помогло бы мне понять, как задающий вопрос мой ответ оценил: допустим, не прописывать реакцию на вопрос, но хотя бы дать понять, насколько содержание ответа отвечает поставленному вопросу. Скажем, из 10 баллов на 5. Сейчас я столкнулась с проблемой: я хотела бы прописывать дальше ответ на поставленные вопросы, раскрывать ответы дальше, а фактически не знаю начало ответа в том направлении или нет, потому что нет комментария.
«Спасибо за быстро подготовленное решение Ученого совета – можно сразу увидеть, в каком направлении двигаться».
«Всем участникам благодарна за замечания».
==
Следующий Учёный совет будет посвящен педагогическому эксперименту. Сроки: 14–20 августа 2018 г. Приглашаются желающие обсудить свой план педэксперимента, а также посмотреть на то, как другие соискатели выполняют данную работу.
#научнаяшколахуторского #диссертация #темадиссертации #предзащита #соискатель #схема #ученыйсовет #кандидатская