5 февраля 2018
Дискуссия на Фейсбуке
На Фейсбуке идёт дискуссия о цели воспитания, об измерении результатов.
Хуторской Андрей Викторович: Какова цель воспитания? К.Д. Ушинский говорил, что если «целью воспитания будет сделать человека счастливым, … то увидим, что решительно у каждого человека своё особое понятие о счастье». Ну и что? Пусть каждый будет счастлив по-своему! И каждый приложит к этому усилия, а не только будет ждать манны небесной от своих педагогов. Цель воспитания – чтобы человек был счастливым. Хорошую мы поставили цель. Теперь полезно нам всегда её помнить. Что бы мы не делали по отношению к нашим воспитанникам и к себе, наши цель – прибавление счастья. Самореализация для этого – один из лучших способов.
Александр Моисеев: Хорошая цель. И предполагающая, видимо, некие усилия самого воспитуемого. Но чтобы не налетели критики этого положения с подозрениями и обвинениями в индивидуализме и эгоизме такой цели, важно пояснять предположения о связи счастья с полнотой самореализации и связи личного счастья со счастьем ближних и дальних.
И есть счастье прямо сейчас, ситуативное такое, прямо переживаемое и есть более длительное, как общий фон жизни
Хуторской Андрей Викторович: Конечно, нужна типология счастья :) по разным основаниям: длинное и прямо сейчас, только своё, для кого-то ещё, для многих и др. Очень важно решение вопроса о связи счастья с полнотой самореализации.
Александр Моисеев: Но субъективность переживания счастья сильно осложняет всякие объективные оценки, критерии и измерения. А поиск каких-то объективных показателях в ситуации, когда субъективно человек счастлив, тоже даст не Бог весть сколько. Но и при этом постновка счастья как ценности и цели очень важна
Хуторской Андрей Викторович: Оценка воспитания (и образования тоже) должна быть не только объективной но и субъективной. Нужно восстановить в правах субъективизм учителя. На то он и учитель. И ученик - субъект. А всякие рособрнадзоры с их псевдообъективностью - нарушают принятые законы и стандарты, в которых провозглашена личностная ориентация обучения и в числе заказчиков назван человек как субъект своего образования.
Александр Моисеев: Они нарушают чаще элементарный здравый смысл. Да и законах и стандартах нет такой тяги к количественным оценкам и их точности (причем все понимают, что меряется и не все и далеко не самое главное). А после признания всему этому характера спецопераций - и вовсе. Думаю и субъектность и субъективность учителя никуда не денется, он влияет на детей всей своей личностью. Но это не то же самое, что субъективизм и произвол, что случается порой тоже.
Хуторской Андрей Викторович: И ещё - обычно под воспитанием понимают воздействие на ученика. Действительно, в данном определении я отошел от этого (у Ушинского написано "сделать счастливым"). Воспитание должно быть сбалансировано самовоспитанием. Ученик - тоже воспитатель сам себе.
Хуторской Андрей Викторович: Какова цель воспитания? К.Д. Ушинский говорил, что если «целью воспитания будет сделать человека счастливым, … то увидим, что решительно у каждого человека своё особое понятие о счастье». Ну и что? Пусть каждый будет счастлив по-своему! И каждый приложит к этому усилия, а не только будет ждать манны небесной от своих педагогов. Цель воспитания – чтобы человек был счастливым. Хорошую мы поставили цель. Теперь полезно нам всегда её помнить. Что бы мы не делали по отношению к нашим воспитанникам и к себе, наши цель – прибавление счастья. Самореализация для этого – один из лучших способов.
Александр Моисеев: Хорошая цель. И предполагающая, видимо, некие усилия самого воспитуемого. Но чтобы не налетели критики этого положения с подозрениями и обвинениями в индивидуализме и эгоизме такой цели, важно пояснять предположения о связи счастья с полнотой самореализации и связи личного счастья со счастьем ближних и дальних.
И есть счастье прямо сейчас, ситуативное такое, прямо переживаемое и есть более длительное, как общий фон жизни
Хуторской Андрей Викторович: Конечно, нужна типология счастья :) по разным основаниям: длинное и прямо сейчас, только своё, для кого-то ещё, для многих и др. Очень важно решение вопроса о связи счастья с полнотой самореализации.
Александр Моисеев: Но субъективность переживания счастья сильно осложняет всякие объективные оценки, критерии и измерения. А поиск каких-то объективных показателях в ситуации, когда субъективно человек счастлив, тоже даст не Бог весть сколько. Но и при этом постновка счастья как ценности и цели очень важна
Хуторской Андрей Викторович: Оценка воспитания (и образования тоже) должна быть не только объективной но и субъективной. Нужно восстановить в правах субъективизм учителя. На то он и учитель. И ученик - субъект. А всякие рособрнадзоры с их псевдообъективностью - нарушают принятые законы и стандарты, в которых провозглашена личностная ориентация обучения и в числе заказчиков назван человек как субъект своего образования.
Александр Моисеев: Они нарушают чаще элементарный здравый смысл. Да и законах и стандартах нет такой тяги к количественным оценкам и их точности (причем все понимают, что меряется и не все и далеко не самое главное). А после признания всему этому характера спецопераций - и вовсе. Думаю и субъектность и субъективность учителя никуда не денется, он влияет на детей всей своей личностью. Но это не то же самое, что субъективизм и произвол, что случается порой тоже.
Хуторской Андрей Викторович: И ещё - обычно под воспитанием понимают воздействие на ученика. Действительно, в данном определении я отошел от этого (у Ушинского написано "сделать счастливым"). Воспитание должно быть сбалансировано самовоспитанием. Ученик - тоже воспитатель сам себе.
...