Институт образования человека
Публичный отчет за 2019 год
Институт образования человека работает в направлении концепции Научной школы А.В. Хуторского.
Главная цель деятельности Института: проектирование и реализация образования, сообразного человеку, направленного на самореализацию учащихся, заботу их родителей по реализации заказа рода, профессиональное совершенство учителей, а также на выстраивание необходимой и полезной для людей системы образования – от детсадов и школ, до колледжей, вузов и системы подготовки научных кадров. Вся работа происходила для достижения этой главной цели.
В 2019 году деятельность Научной школы человекосообразного образования велась на базе Института образования человека (Москва) (https://eidos-institute.ru), Белорусского государственного университета (Минск) (https://www.bsu.by), Центра дистанционного образования «Эйдос» (Москва) (https://eidos.ru), других образовательных учреждений, школ – инновационных площадок.
Исследовались вопросы проектирования и реализации образования, сообразного человеку, формы и методы самореализации обучаемых в школах, вузах, дошкольных учреждениях. Охарактеризуем полученные результаты.
1. Новизна и актуальность результатов исследований
• Обоснована новая научная область – педагогическая футурология – наука о прогнозировании будущей педагогики и образования человека путём экстраполяции существующих тенденций их развития и предсказания будущих тенденций (А.В.Хуторской);
• Обоснована необходимость включения в заказ на образование человека на уровне доктрины и образовательных стандартов: позиций философии русского космизма (К.Э. Циолковский, Н.Ф. Фёдоров, В.И Вернадский, А.О. Чижевский и др.): принципа «микромир подобен макромиру», отражающем специфику отношений человека и Вселенной, их единой природы (А.В.Хуторской);
• Предложено включить в метапредметные основы содержания образования категории пространства, времени, движения; деятельности, обеспечивающие чувствование, осмысление и реализацию предназначения ученика (А.В.Хуторской);
• Содержание понятия «миссия ученика» раскрыто педагогически и разработано методически. Новизна этого результата определяется тем, что понятие «миссия ученика» в педагогике не было исследовано, в методиках отсутствовали средства для постановки данных целей и работы с соответствующим содержанием образования учеников.
• Рассмотрен феномен «говорящего молчания» в диалоге как проблема философии образования. Определены методологические и дидактические предпосылки молчания в обучении (А.Д.Король).
• Обосновано содержание компетентностного учебника для высшей школы, которое включает новую структуру построения глав: от смысла образования, миссия ученика, вынесение дидактики в отдельную дисциплину; новую структуру построения параграфов: перечень компетенций в глагольной форме, задания на самоопределение и личностное целеполагание студента, встроенный практикум с целью разработки студентами реально востребованных педагогических продуктов, блоки дискуссий, рефлексивные задания вместо вопросов «на закрепление» и др. (А.В.Хуторской);
• Впервые разработана и реализована система компетентностного подхода к построению учебника педагогики для вузов, которая базируется на разделении компетенций (внешне заданных норм) и компетентностей (личностных качеств), структуре компетенций, которые включают личностный смысл и опыт деятельности по отношению к предмету компетенции, предусматривают диагностику и оценку освоенных компетенций в реальности вместо тестовой или экзаменационной оценки.
• Разработана не имеющая аналогов система проведения очных и дистанционных научно-практических конференций «Эйдос» для школьников, построенная на технологии «опэн-спэйс», разновозрастных секциях, разделении функций участников на авторов, экспертов, оппонентов, пропонентов, на включения в критерии оценки работ личностной и социальной значимости результатов, монетизации созданных продуктов и др. (А.В.Хуторской, Г.А.Андрианова, Ю.В.Скрипкина, А.А. Хуторская);
2. Научная и практическая значимость исследований
2.1. В части использования в общем образовании:
• Определена технология человекосообразного образования в очном обучении предметам, в осуществлении проектной деятельности с обучаемыми, в системе критериев диагностики и оценки учебных и воспитательных результатов (Хуторской А.В.).
• Спроектировано дидактико-методическое обеспечение внутришкольной системы метапредметного образования (Воровщиков С.Г.).
• Разработаны и реализованы на практике инновационные проекты для школ «Метапредметный подход», «Эвристический класс», «Современный урок» (Хуторской А.В., Скрипкина Ю.В.).
• Поставлена проблема развития духовно-нравственных ценностей учащихся национального посёлка с помощью эвристических средств и эвристических заданий (Камышанова Н.В.).
• Обоснована система диагностики воспитательных результатов обучаемых, построенная на ценностно-смысловых видах деятельности (Хуторской А.В.).
• Проведено участие в общественном обсуждении проекта новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) в апреле 2019 г., в их независимой экспертизе и публикации статьи в журнале «Народное образование» (Хуторской А.В.).
• Обосновано, что некорректная трактовка УУД в действующих стандартах (ФГОС ОО) как единственного метапредметного результата требует исследований ценностно-целевых, содержательных и технологических аспектов метапредметного образования (Воровщиков С.Г.).
• Разработана, обоснована и апробирована технология проектирования и самоанализа учебного занятия по Ю.А. Конаржевскому, ориентированного на овладение учащимися деятельностной составляющей содержания метапредметного образования (Воровщиков С.Г.).
• Принцип метапредметности реализован в предметной области географии посредством конкретизации составляющих элементов, прежде всего, фундаментальных образовательных объектов (Вдовина И.А.).
• Обеспечена самореализация учащихся на научно-практических конференциях «Эйдос», в том числе детей с ОВЗ. Определено использование цифровых технологий в методике эвристического обучения (Андрианова Г.А.).
• Выявлены основные результаты и проблемы реализации метапредметного подхода в обучении учащихся начальной школы (Прокопенко М.Л.).
• Отыскиваются условия и средства применения эвристического подхода к самореализации младших школьников на уроках (Аммосова В.П.).
2.2. В высшем образовании:
• Разработан эвристический компонент содержания и практики креативного образования в университете XXI века (Король А.Д.)
• Принцип человекосообразности образования и разработанный компетентностный подход применены для построения курса педагогики для бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.01, 44.03.02, 44.03.05 (Хуторской А.В.).
• Разработана программа курса педагогики для вузов, реализуемого в цифровом формате, в объёме 216 часов (6 зачетных единиц) (Хуторской А.В.).
• Составлена детализированная система оценки профессиональных компетенций студентов, включающая форму оценочной ведомости текущих образовательных результатов и формулу подсчёта итоговой оценки по изученной дисциплине (Хуторской А.В.).
• Определены предпосылки организации образовательного процесса в технических вузах с ориентацией на профессиональную самореализацию студентов с учётом запросов работодателей (Федорова М.А.).
• Реализованы возможности образовательных туров, конференций, олимпиад «Эйдос» в русле распределённого образования (Андрианова Г.А.).
2.3. В дополнительном профессиональном образовании:
• Разработаны и проведены оргдеятельностные семинары для педагогов школ на темы «Метапредметные образовательные результаты) «Современный урок», «Диагностика и оценка образовательных результатов» (Хуторской А.В., Скрипкина Ю.В.).
• Разработана типология клиентов учреждений дополнительного образования, а также типы интернет-инструментов для работы с ними. Определена взаимосвязь типов клиентов с типами применяемых ими интернет-инструментов (Хуторская А.А.).
• Определён состав метапредметных компетенций учителя, продиагностировано их наличие у участников системы повышения квалификации (Кончакова Т.Ю.).
• Реализована система научно-методической поддержки учителей-экспериментаторов – участников проектов для школ с помощью технологий социальной сети ВКонтакте (Хуторской А.В., Скрипкина Ю.В.).
• Создана и применена система распределённого научно-методического сопровождения и поддержи педагогов на базе 14 групп социальной сети Фейсбук: «Перспективы образования в России», «Управление образованием», «Методика обучения», «Дистанционное обучение», «Школьные конференции» и др., а также групп ВКонтакте.
3. В течение года осуществлялась подготовка научных кадров – 3-х соискателей кандидатской и 2-х соискателей докторской учёной степени.
4. За 2019 год проведены 5 дистанционных заседаний Учёного Совета Института образования человека:
• 19-25 февраля 2019 – Дистанционное заседание Учёного совета на тему «Автореферат диссертации».
• 14-20 мая 2019 – Дистанционное заседание Учёного совета на тему «Методы обработки и анализа результатов педэксперимента».
• 19-31 августа 2019 – Дистанционное заседание Учёного совета на тему «Обоснование темы диссертации».
• 21-27 октября 2019 – Дистанционное заседание Учёного совета на тему «Автореферат диссертации».
• 1-15 декабря 2019 – Дистанционное заседание Учёного совета на тему «Теоретическая и практическая значимость: заказчики исследования».
По каждому заседанию приняты решения и развёрнутые рекомендации для участников.
5. По тематике исследований Научной школы человекосообразного образования за год проведены 5 конференций (https://eidos.ru/event/conf/teachers/) и 4 выездных семинара (https://eidos.ru/event/seminars/schools/):
• Всероссийская научно–педагогическая конференция «Исследовательская и проектная деятельность учащихся: обеспечение и оценка результатов», 23–25 января 2019 г., Москва.
• Всероссийская научно–педагогическая конференция «Технологии воспитания и обучения в эпоху цифровой экономики», 27-29 марта 2019 г., Москва.
• Всероссийская научно–педагогическая конференция «Инклюзивное обучение в условиях общеобразовательной школы», 19-21 июня 2019 г, Москва.
• Всероссийская научно–педагогическая конференция «Развитие творческих способностей учеников и педагогов», 21-23 августа 2019 г., Москва.
• Всероссийская научно–педагогическая конференция «Технологии проектной деятельности учащихся», 30 октября – 1 ноября 2019 г., Москва.
• Научно-практический семинар «Метапредметные образовательные результаты: методика достижения и оценки», 4–6 апреля 2019 г., Новый Уренгой.
• Научно-практический семинар «Методика проектирования и достижения образовательных результатов на современном уроке», 1–5 июля 2019 г., г. Сочи (Адлер).
• Научно-практический семинар «Методика подготовки и проведения современного урока (инновации на уроках)», 12–14 августа 2019 г., г. Грозный.
• Научно-практический семинар «Диагностика и оценка образовательных результатов учащихся в условиях ФГОС», 11–13 ноября 2019 г., г. Южно-Сахалинск.
Также А.В.Хуторской принял участие в конференциях:
• Национальная научно-практическая конференция "Стратегические ориентиры развития высшей школы", Москва, 15 ноября 2019 г. Организатор: Общественная палата Российской Федерации.
• Конференция по информационной безопасности. 15 октября 2019 г. РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.
6. Исследования велись также в ходе очных курсов для педагогов в Москве и Санкт-Петербурге (https://eidos.ru/event/courses/), дистанционных курсов для педагогов, дистанционных конкурсах, предметных недель, очных и дистанционных конференций для школьников «Эйдос» (https://eidos.ru/event/conf/moscow/), инновационных проектов для школ (https://eidos.ru/event/projects/schools/), дистанционных эвристических олимпиад (https://eidos.ru/event/olymp/), проводимых по расписанию (https://eidos-institute.ru/doc/Eidos-schedule.pdf)
7. В цифровой образовательной среде – в социальных сетях и форумах в течение года велись группы в форме научного и методического блогерства (https://eidos-institute.ru/science/forum/).
Фейсбук, 18 650 подписчиков, около 150 публикаций за год.
Форумы научной школы, 1200 участников, около 90 публикаций в год.
Инстаграм, 492 подписчика, около 50 публикаций в год.
ВКонтакте, 160 подписчиков, 60 публикаций в год
Группы Научной школы в социальной сети Фейсбук (14 групп):
• Диссертация по педагогике – 1230 участников.
• Перспективы образования в России – 2594 участника.
• Современный урок – 1126 участников.
• Методика обучения – 1652 участника.
• Управление образованием – 1846 участников.
• Метапредметный подход в образовании – 691 участник.
• Компетентностный подход в образовании – 1319 участников.
• Эвристическое обучение – 999 участников.
• Эвристические олимпиады – 781 участник.
• Дистанционное обучение – 1525 участников.
• Конференции для школьников «Эйдос» – 1256 участников.
• Конкурсы и предметные недели для школьников – 571 участник.
• Проекты и конкурсы для учителей – 1740 участников.
• Семья III тысячелетия - для родителей – 1313 участников.
Группы Научной школы в социальной сети ВКонтакте (6 групп):
• Институт образования человека
• Центр дистанционного образования «Эйдос»
• Всероссийские конференции для школьников «Эйдос»
• Эвристические олимпиады «Эйдос»
• Курсы и конкурсы для педагогов
• Инклюзивное образование - Эйдос
Аккаунты Научной школы в социальной сети Твиттер:
• Институт образования человека
• Центр дистанционного образования «Эйдос»
• Эвристические олимпиады «Эйдос»
• Аккаунт А.В. Хуторского
8. Индексы цитирования учёных – участников Научной школы на 16.12.2019 г. по данным РИНЦ:
ФИО |
Количество цитирований |
Индекс Хирша |
Хуторской А.В. |
30 710 |
65 |
Воровщиков С.Г. |
2024 |
24 |
Король А.Д. |
1164 |
16 |
Андрианова Г.А. |
1011 |
16 |
Скрипкина Ю.В. |
469 |
12 |
Федорова М.А. |
334 |
9 |
Свитова Т.В. |
151 |
7 |
Озеркова И.А. |
105 |
4 |
Вдовина И.А. |
35 |
4 |
Хуторская А.А. |
12 |
2 |
9. Результаты исследований представлены в виде публикаций участников научной школы – 73 статьи в журналах; 5 электронных сборников научно-практических конференций, 1 учебник для вузов «Педагогика» (Издательство «Питер»).
Опубликованы 2 выпуска Вестника Института образования человека и 4 выпуска журнала «Эйдос».
Публикации участников Научной школы в 2019 году
1. Хуторской А.В. К обоснованию педагогической футурологии // Народное образование. – 2019. - №6. – С. 43-48.
2. Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2019. – 608 с.
3. Амелина Н.Ю. Конкурс «Дистанционный учитель года» - новый взгляд на самообразование педагога // Эйдос. – 2019. – №3. – С.8. – http://eidos.ru/journal/2019/300/
4. Андрианова Г.А. Виды компетенций учащихся, формируемых в телекоммуникационных проектах для школ // Эйдос. – 2019. – №1. – С.7. – http://eidos.ru/journal/2019/100/
5. Борзова О.А. Методика проведения онлайн-урока с цифровыми приёмами и средствами // Эйдос. – 2019. – №2. – С.6. – http://eidos.ru/journal/2019/200/.
6. Бочкарева С.В. Методы дидактической эвристики на уроках английского языка // Эйдос. – 2019. – №3. – С.13. – http://eidos.ru/journal/2019/300/
7. Вдовина И.А. Географическое пространство на карте мира: история цивилизации / География: развитие науки и образования. Том I. Коллективная монография по материалам ежегодной Всероссийской с международным участием научно-практической конференции LXXII Герценовские чтения, посвященной 150-летию со дня рождения В.Л. Комарова, 135-летию со дня рождения П.В. Гуревича, 90-летию со дня рождения В.С. Жекулина, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 18-21 апреля 2019 года / Отв. ред. С.И. Богданов, Д.А. Субетто, А.Н. Паранина. – СПб.: Изд-во Астерион, 2019. С. 416-421.
8. Вдовина И.А. Метапредметный подход в обучении географии: фундаментальные образовательные объекты // Эйдос. – 2019. – №3. – С.10. – http://eidos.ru/journal/2019/300/
9. Вдовина И.А. Образовательные возможности электронных образовательных ресурсов, сервисов и технологий для организации учебной деятельности // Вестник Института образования человека. – 2019. – №1. – С.11. https://eidos-institute.ru/journal/2019/100/.
10. Вдовина И.А. Особенности учебных информационных экологических проектов / Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодёжи. Выпуск 17. / Отв. ред. А. Г. Поляков. – Киров, изд-во ООО «ВЕСИ», 2019. С. 15-24.
11. Вдовина И.А. Проблемы модернизации содержания географического образования / География: развитие науки и образования. Том II. Коллективная монография по материалам ежегодной Всероссийской с международным участием научно-практической конференции LXXII Герценовские чтения, посвященной 150-летию со дня рождения В.Л. Комарова, 135-летию со дня рождения П.В. Гуревича, 90-летию со дня рождения В.С. Жекулина, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 18-21 апре-ля 2019 года / Отв. ред. С.И. Богданов, Д.А. Субетто, А.Н. Паранина. – СПб.: Изд-во Астерион, 2019. С. 346-350.
12. Вдовина И.А. Технологическая карта системы занятий (темы) как инструмент методического сопровождения учебного процесса / «Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла, информатики и технологии. Реализация предметных концепций как методологическая основа обновления содержания образования». Сборник материалов международной научно-практической конференции педагогических работников. 12 декабря 2019 г. / «Вестник ТОГИРРО» № 1 (42), 2019. С. 34-38.
13. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система метапредметного образования: проектирование дидактико-методического обеспечения // Управленческие решения актуальных проблем современного образования: материалы международного круглого стола 30 марта 2019 г. / Под ред. О.А.Любченко. – М., 2019. – С. 52-65 https://elibrary.ru/item.asp?id=38218085
14. Воровщиков С.Г. Деятельностный подход к вовлечению студентов в проектную деятельность // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: материалы научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.И. Савенков. – М.: МГПУ, 2019. – С. 126-131. https://elibrary.ru/item.asp?id=41175762
15. Воровщиков С.Г. Дидактико-методическое сопровождение метапредметного образования // Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития: материалы Всероссийской конференции с международным участием. XXII социально-педагогические чтения, посвященные 75-летию со дня рождения Льва Владимировича Мардахаева, Москва, 9 февраля 2019 г. / под ред. Л.В. Мардахаева. – М. Перспектива, 2019. – С. 323-330. https://elibrary.ru/item.asp?id=37067185
16. Воровщиков С.Г. Как учителю подготовить самоанализ урока во втором учебном полугодии. Этапы с примерами и таблица // Управление начальной школой. – 2019. – № 2. – С. 16-34.
17. Воровщиков С.Г. Новая рабочая тетрадь метапредметного курса по проектной деятельности // Справочник заместителя директора школы. – 2019. – № 2. – С. 32-38
18. Воровщиков С.Г. Перспективные направления деятельности научной школы управления образовательными системами // Педагогическое образование и наука. – 2019. – № 2. – С. 23-27. https://elibrary.ru/item.asp?id=39422670
19. Воровщиков С.Г. Роль научной школы А.В. Хуторского в развитии теории и практики компетентностного подхода // Эйдос. – 2019. – №3. – С.9. – http://eidos.ru/journal/2019/300/
20. Воровщиков С.Г. Роль научной школы А.В. Хуторского в развитии теории и практики компетентностного подхода// Вестник Института образования Интернет-журнал «Эйдос». – 2019. – № 3. https://elibrary.ru/item.asp?id=41382513
21. Гареева Г.М. Мой опыт участия в проекте «Современный урок» // Эйдос. – 2019. – №3. – С.6. – http://eidos.ru/journal/2019/300/
22. Головачев М.М. и др. Эвристические задания по математике // Эйдос. – 2019. – №4. – С.10. – http://eidos.ru/journal/2019/400/
23. Денисьева Л.А. и др. Эвристические задания по английскому языку // Эйдос. – 2019. – №4. – С.11. – http://eidos.ru/journal/2019/400/
24. Жвавая И.А. Метапредметный урок английского языка «Развитие речи. Письмо», 5 класс // Эйдос. – 2019. – №2. – С.8. – http://eidos.ru/journal/2019/200/
25. Зачем и где искать человека в образовании: Что высвечивает фонарь Диогена? Лекция ректора БГУ профессора Андрея Короля для профессорско-преподавательского состава и студентов МГУ имени М.В. Ломоносова. – М.: Издательство Московского университета, 2019. – 36 с.
26. Иванова Л.В. Урок – образовательная ситуация на тему «Мой город», ИЗО, 1 класс // Эйдос. – 2019. – №4. – С.6. – http://eidos.ru/journal/2019/400/
27. Клокова Е.Ф. Цифровые формы рефлексии как средство творческой самореализации учащихся на уроках гуманитарного цикла в старшей школе // Эйдос. – 2019. – №1. – С.4. – http://eidos.ru/journal/2019/100/
28. Князева Л.Е. Использование метапредметного и эвристического подходов в моей практике преподавания химии // Эйдос. – 2019. – №3. – С.3. – http://eidos.ru/journal/2019/300/
29. Кончакова Т.Ю. Дистанционные формы работы в инновационном проекте «Метапредметный подход в обучении» // Вестник Института образования человека. – 2019. – №1. – С.13. https://eidos-institute.ru/journal/2019/100/.
30. Король А. Д. Молчание в диалоге как проблема философии образования / А.Д. Король // Вопросы философии. – 2019. – № 4. – C. 1–11.
31. Король А.Д. Молчание в обучении : методологические и дидактические основы / А.Д. Король. – Минск : Вышэйшая школа, 2019. – 128 с.
32. Король А.Д. Обучение через открытие : в поисках ученика : книга для учителя и родителя / А. Д. Король. – 2-е издание., перераб. и доп. – Минск : Вышэйшая школа, 2019. – 253 с.
33. Король А.Д., Чуприс О.И., Морозова Н.И. Методология, содержание и практика креативного образования в университете XXI века: эвристический компонент / ТехноОБРАЗ-2019: Университет XXI века и его роль в опережающем развитии регионов: сборник научных статей участников ХII Междунар. науч. конф. (Гродно, 14-15 марта 2019 г.) / редкол.: В.П. Тарантей (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2019. – 582 с. (с.96-102).
34. Король, А. Д. Молчание в обучении: Методологические и дидактические основы / А.Д. Король // Педагогика. – 2019. – № 4. – С. 5 – 15.
35. Король, А.Д. Креативное образование в рамках концепции «Университет 3.0» : От методологии к опыту реализации. Круглый стол научно-теоретического журнала Российской академии образования «Педагогика» в Белорусском государственном университете / А. Д. Король, Р.С. Бозиев, Н.В. Бровка, О.Л. Жук, О.Н. Здрок, Д.Г. Медведев, Н.И. Морозова, С.В. Снапковская // Педагогика. – 2019. – №11 – С. 52–93.
36. Король, А.Д. Феномен «говорящего молчания»: лингвометодический анализ в эвристическом аспекте / А.Д. Король, И.В. Таяновская // Народная асвета. – 2019. – №8. – С. 11–14.
37. Мартынчук О.А. Метапредметный урок на тему «Кодирование информации», информатика, 5 класс // Эйдос. – 2019. – №3. – С.11. – http://eidos.ru/journal/2019/300/
38. Озеркова И.А. Метапредметный подход как реализация образовательного заказа Вселенной // Эйдос. – 2019. – №4. – С.2. – http://eidos.ru/journal/2019/400/
39. Озеркова И.А. Цифровая среда как средство обучения // Эйдос. – 2019. – №2. – С.7. – http://eidos.ru/journal/2019/200/.
40. Озеркова И.А. Цифровые компетенции в человекосообразном подходе к обучению и воспитанию // Вестник Института образования человека. – 2019. – №1. – С.8. https://eidos-institute.ru/journal/2019/100/.
41. Прокопенко М.Л. Опыт участия в инновационном проекте «Метапредметный подход в обучении» // Эйдос. – 2019. – №4. – С.8. – http://eidos.ru/journal/2019/400/
42. Прокопенко М.Л. План урока математики по метапредмету «Числа» (2 класс) по методике А.В.Хуторского // Эйдос. – 2019. – №1. – С.8. – http://eidos.ru/journal/2019/100/
43. Свитова Т.В. Эвристика, компетенции, метапредметность – мой опыт применения инноваций научной школы человекосообразного образования // Эйдос. – 2019. – №3. – С.2. – http://eidos.ru/journal/2019/300/
44. Скрипкина Ю.В. Интернет-сервисы для проведения дистанционных эвристических олимпиад: анализ результатов применения // Вестник Института образования человека. – 2019. – №1. – С.14. https://eidos-institute.ru/journal/2019/100/
45. Скрипкина Ю.В. Итоги инновационного проекта «Современный урок» в Приозёрной средней общеобразовательной школе // Эйдос. – 2019. – №3. – С.5. – http://eidos.ru/journal/2019/300/
46. Скрипкина Ю.В. Рефлексия участников научно-методического семинара «Метапредметные образовательные результаты: методика достижения и оценки» // Эйдос. – 2019. – №2. – С.8. – http://eidos.ru/journal/2019/200/.
47. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Игровое картинирование мира // Журнал педагогических исследований. – 2019. – Т. 4 № 1. – С. 22-27 https://elibrary.ru/item.asp?id=37058028
48. Федорова М.А. Интернет-ресурсы для развития письменной речи // Эйдос. – 2019. – №1. – С.8. – http://eidos.ru/journal/2019/100/
49. Хуторская А.А. Интернет-инструменты как средство управления клиентоориентированностью в образовании // Вестник Института образования человека. – 2019. – №2. – С.9. https://eidos-institute.ru/journal/2019/200/
50. Хуторская А.А. Соответствие интернет-инструментов типам клиентов в образовании: результаты исследования // Эйдос. – 2019. – №4. – С.7. – http://eidos.ru/journal/2019/400/
51. Хуторской А.В. Вселенная как заказчик образования человека [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2019. – №2. – С.3. https://eidos-institute.ru/journal/2019/200/
52. Хуторской А.В. Для какой страны стандарты? О проекте следующих ФГОСов // Народное образование, 2019. - №4. – С.42-46.
53. Хуторской А.В. Компетентностный учебник для высшей школы: к обоснованию структуры и содержания // Стратегические ориентиры развития высшей школы : сб. науч. тр. участников Национальной научно-практической конференции. — Москва : Русайнс, 2019. — С. 370-381.
54. Хуторской А.В. Метапредметный подход к проектированию образования [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2019. – №2. – С.8. https://eidos-institute.ru/journal/2019/200/
55. Хуторской А.В. Методика обучения учащихся целеполаганию // Эйдос. – 2019. – №3. - С.4.
56. Хуторской А.В. Миссия ученика как основа его самореализации // Эйдос. – 2019. – №4. – С.1. – http://eidos.ru/journal/2019/400/.
57. Хуторской А.В. О создании мобильного приложения для проведения инновационных проектов в школах // Эйдос. – 2019. – №2. - С.5.
58. Хуторской А.В. О школе Щетинина и самом Михаиле Петровиче // Эйдос. – 2019. – №3. – С.15. – http://eidos.ru/journal/2019/300/
59. Хуторской А.В. Педагогические проблемы учителей [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2019. – №2. – С.8. https://eidos-institute.ru/journal/2019/200/
60. Хуторской А.В. К обоснованию педагогической футурологии // Народное образование. 2019. № 6 (1477). С. 43-48.
60a. Хуторской А.В. Прогнозирование инноваций в образовании. К обоснованию педагогической футурологии // Эйдос. – 2019. – №3. - С.1.
61. Хуторской А.В. Проектная система занятий с позиций природо- и человекосообразности // Эйдос. – 2019. – №4. – С.4. – http://eidos.ru/journal/2019/400/
62. Хуторской А.В. Современный урок: результаты оргдеятельностного семинара в Центре образования им. А.-Х. Кадырова г. Грозный // Вестник Института образования человека. – 2019. – №2. – С.12. https://eidos-institute.ru/journal/2019/200/
63. Хуторской А.В. Функции оппонентов и пропонентов в оргдеятельностной технологии проведения научно-практической конференции для школьников // Эйдос. – 2019. – №1. - С.3.
64. Хуторской А.В. Цифровое обучение сегодня [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2019. – №1. – С.10. https://eidos-institute.ru/journal/2019/100/
65. Хуторской А.В. Что такое образовательный продукт? // Эйдос. – 2019. – №3. - С.12.
66. Хуторской А.В., Андрианова Г.А., Хуторская А.А. Инновации и итоги IX Всероссийской научно-практической конференции для школьников «Эйдос» в Санкт-Петербурге // Эйдос. - 2019. - № 1. - С. 10.
67. Хуторской А.В., Г.А. Андрианова, Хуторская А.А. Инновации и итоги IX Всероссийской научно-практической конференции для школьников «Эйдос» в Санкт-Петербурге // Эйдос. – 2019. – №1. – С.8. – http://eidos.ru/journal/2019/100/
68. Хуторской А.В., Скрипкина Ю.В. Итоги инновационного проекта «Эвристический класс» в Верхневилюйской школе // Эйдос. – 2019. – №2. – С.4. – http://eidos.ru/journal/2019/200/.
69. Хуторской А.В., Скрипкина Ю.В. Экспертное заключение и рекомендации по итогам проекта «Эвристический класс» в лицее №25 г. Ижевска // Вестник Института образования человека. – 2019. – №2. – С.7. https://eidos-institute.ru/journal/2019/200/
70. Хуторской А.В., Скрипкина Ю.В., Барышева Л.В. Результаты XXVI Всероссийской дистанционной научно-практической конференции школьников «Эйдос» // Эйдос. – 2019. – №2. – С.4. – http://eidos.ru/journal/2019/200/
71. Черницова И.В. Урок – образовательная ситуация на тему "Как зимой помочь птицам?", технология, 1 класс // Эйдос. – 2019. – №4. – С.5. – http://eidos.ru/journal/2019/400/
72. Vorovshchikov S., Artamonova E., Speshneva Ch., Sabiyeva F.,Urazalieva R. Designing the intraschool system of meta-subject education // Espacios. Revista. – 2019. – Т. 40. – № 12. – С. 25. ISSN: 0798-1015 https://elibrary.ru/item.asp?id=38674883
73. Fedorova M.A., Tsyguleva M.V., Tsoupikova H.V., Efimenko I.N. PROVIDING PROFESSIONAL SELF-REALIZATION FOR TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS WHEN TEACHING THE HUMANITIES // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Т. 907. С. 23-30.